ИСТОРИЯ 

РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО СПОРТА

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Впервые вопрос о введении физической культуры и спорта в программу обучения общеобразовательных заведений Российской Империи начал обсуждаться в столичной прессе еще в самом начале ХХ века. Но до 1910 года дело не сдвинулось с «мертвой точки».

На современной территории Свердловской области аналогичный вопрос обсуждался еще на заседаниях родительского и педагогического комитетов мужской гимназии города Екатеринбурга 6 апреля 1908 года.

На собрании родительского комитета было доложено, что гимназия имеет некоторые средства и надеется получить еще из Министерства сумму, которая даст возможность устроить зал для физических упражнений. Педагогический совет гимназии высказывается за введение в гимназии гимнастик: шведской, военной и немецкой. Кроме того, предлагается выписать особого инструктора из общества «Сокол».

Председателем родительского комитета совету предложено было устроить нынешним летом несколько экскурсий. Педагоги отказываются от устройства экскурсий, а директор гимназии предлагает заняться этим делом родительскому комитету. Комитет, обсудив сообщение председателя, постановил передать вопрос об устройстве экскурсий в комиссию по разработке программы различных развлечений учащихся.

Но задолго до этого события, молодое поколение пробует выступать в спортивных мероприятиях. Еще на «заре развития велосипедного спорта в Екатеринбурге» в 1894 году дети были допущены к участию в велогонках. 15 августа того года екатеринбургские мальчишки стартуют на дистанции в 0,5 версты. Первым на финиш пришел Б. Колмаков с результатом 1 минута 36 секунд.

С появлением в городе велодрома юноши начали принимать участие в легкоатлетических соревнованиях (1904 год) и, конечно же, самым популярным занятиям детворы в зимнее время был каток.

Необходимо отметить, что попытки организовать детские спортивные кружки предпринимались и частными лицами. В конце августа 1900 года в городе появилось объявление, что выпускница курсов П.Ф. Лесгафта госпожа Родикорцева 3 сентября открывает уроки гигиенической гимнастики для детей всех возрастов.

В 1909-10 учебном году начальник средних учебных заведений получил циркуляр попечителя учебных заведений округа, в котором предлагается ответить на вопросы относительно улучшения преподавания гимнастики и других мер к развитию физического здоровья учащихся средних учебных заведений. Вот эти вопросы:

·                     Какое число хорошо подготовленных преподавателей гимнастики потребовалось бы для учебных заведений для подготовки дела преподавания этого предмета на надлежащую высоту?

·                     Какое содержание преподавателей гимнастики может считаться нормальным?

·                     Какая организация подготовки преподавателей гимнастики наиболее соответствует нуждам округа?

·                     Какие средства нужны для оборудования при каждом учебном заведении образцового зала для гимнастики?

·                     Какие в районе учебного заведения существуют общества, имеющие задачей физическое воспитание?

·                     Возбуждают ли эти общества ходатайства о субсидиях?

·                     Какие из этих ходатайств заслуживают удовлетворения, существуют ли в округе даже – колонии для учащихся?

·                     Приблизительная стоимость дачи – колонии и содержании в ней учащихся?

·                     Сколько было в течение года проведено экскурсий, и оказывал ли кто содействие?

То есть руководство народного просвещения решило провести исследования на предмет введения уроков по физической подготовке, но газета имеет свое мнение: «Выйдет ли какой результат от этого запроса? О физическом воспитании и его надлежащей постановке Министерство Народного Просвещения усиленно говорит уже 10 лет, но до сих пор толку из этого было мало».

Но дело сделано, и физкультура и спорт начинает все упорнее заявлять о себе. 1910 год стал переломным: в летние каникулы в Перми проводятся губернские курсы учителей, в программе обучения которых 18  пунктом стоит «Физическое развитие детей. Школьная гигиена»; в августе этого же года начал строиться первый спортивный зал в мужской гимназии города Екатеринбурга.

Новый учебный год начинается с нововведений. 9 августа состоялось заседание екатеринбургского учительского совета по вопросу введения в городских школах обучения военному строю и гимнастике. Заседание проходило с участием полного состава управы. Вопрос был решен положительно и постановлено немедленно приобрести деревянные ружья, гимнастические снаряды и пригласить унтер-офицеров. Кроме того, «озаботиться приобретением гимнастических рубах и шапок».

18 сентября инспектор народных училищ господин Попов обратился в управу города Екатеринбурга с просьбой внести в думу вопрос об ассигновании на время обучения гимнастик и военному строю в двух городских училищах – мужском и смешанном.

Уже к концу октября гимнастику в мужской гимназии и в реальном училище проводит, выписанный из Праги, преподаватель одной из самых популярных в мире систем – «сокольской» гимнастики. «Сокол» проводит в этих учебных заведениях по два урока в неделю с каждым из классов. Заработная плата преподавателя гимнастики в мужской гимназии составляет 1200 рублей в год. Через три месяца 30 января 1911 года новый преподаватель гимнастики демонстрирует показательные выступления учащихся реального училища в присутствии родителей и родительского комитета.

К весне 1913 года в различных учебных заведениях города Екатеринбурга были организованы сборные команды футболистов. И с этого года начали регулярно проходить ежегодные турниры. Первым чемпионом города среди сборных команд средних учебных заведений стала команда мужской гимназии.

В июне этого же года Главным управлением военно-учебных заведений разослано начальникам кадетских корпусов циркуляр, в котором предписывается увеличить число часов занятий по гимнастике и рекомендовать начальникам учебных заведений вообще стремиться к строгой и планомерной постановке этого дела в подведомственных заведениях.

Женская гимназия тоже не осталась в стороне. На сохранившейся фотографии за 1914 год, мы видим гимназисток Екатеринбурга, которые занимаются гимнастикой на городском ипподроме. Раз в год, в конце апреля, на ипподроме города Екатеринбурга проводился традиционный «Сокольский праздник», на который собирались «сокольские» отряды всех трех женских гимназий, реального училища и мужской гимназии.

Екатеринбургское вольное пожарное общество зимой 1911 года на Верх-Исетском пруду открывает свой каток, ставший через некоторое время очень популярным. Пожарники в программе развлечений не забывают и о детях, проводя соревнования среди малолетних (до 14 лет) по конькам и организовывая другие развлечения на карнавалах.

Большой вклад в оздоровление учащихся учебных заведений и приобщения их к здоровому образу жизни внес «Уральский майский союз» (образован в 1912 году). Союз работает «в одном ключе с Уральским общество любителей естествознания (УОЛЕ)»: проводит познавательные лекции,  лыжные экскурсии зимой и пешеходные летом. В конце апреля 1915 года на  отведенном Союзу за городом участке земли в 1,5 десятины на Полковой даче у реки Исети организовывает первую в Екатеринбурге постоянный пункт для детских экскурсий, т.е. туристическую базу. На этом участке земли устроены: школьный питомник различных пород леса, который был огорожен от остального леса; несколько площадок для детских игр. Кроме этого, у бывшей владелицы дачи у господи Долгушиной за 250 рублей приобретена изба–сторожка и три павильона, в которых устроены столовая и место, где дети могут спрятаться от ненастной погоды и просто  отдохнуть. В сторожке сделана плита с большим котлом, для кипячения воды, и приобретены несколько самоваров для посетителей. Полковая дача активно использовалась «Майским союзом» для пеших и водных детских экскурсий. Для путешествия по воде было приобретено три большие лодки.

В конце 1915 года вышло Постановление Совета Министров России об организации при Министерстве просвещения военно-спортивных комитетов. В исполнении этого постановления правительства, 1 февраля 1916 года директор екатеринбургской мужской гимназии уведомил екатеринбургскую городскую управу, что при гимназии приступлено к образованию учебно-спортивного комитета, в состав которого он просит избрать представителя городского управления.

26 марта на учредительном собрании первым председателем екатеринбургского военно-спортивного комитета избран директор мужской гимназии А.К. Яненц. На собрании присутствовали: уполномоченный по охране Ф.Э. Фортвенглер, представитель от военного ведомства полковник Н.В. Боярский, от министерства просвещения А.К. Яненц, от министерства торговли и промышленности директор уральского горного училища П.И. Паутов, от духовного училища заведующий Н.И. Иващенко, от екатеринбургского земства И.И. Кавшевич-Матусевич, от городского самоуправления С.А. Бибиков и от екатеринбургского общества велосипедистов А.А. Ардашев. Как видно собрание очень представительно.

18 апреля в помещении мужской гимназии после благодарственного молебна состоялось открытие, организованное военным ведомством, военно-спортивного комитета. С этого дня начались занятия первой группы по шести недельной программе. Газета «Уральская жизнь» за 26 апреля 1916 года утверждает: «Занятия в военно-спортивном комитете продолжаются ускоренным темпом. Первая неделя шестинедельного курса дала положительные результаты, как в военной гимнастике, так и в строевых занятиях».

После Октябрьской революции с общим мощным развитием системы физического воспитания в стране и на Урале в частности, большое внимание государственные власти стали уделять и детскому физическому развитию. В 1925 году областной физкультурный совет разработал план внедрения физкультуры и спорта в школы и детские дома. Большое внимание детскому развитию уделяет Осоавиахим. Открываются авиамодельные и другие кружки. К концу десятилетия в городе Свердловске активно проходят спортивные соревнования среди школ города по конькам, лыжам (со стрельбой в том числе), по легкой атлетике и другим видам спорта.

В 1931 году введен комплекс ГТО (позднее БГТО), которые должны были оказать помощь в решении задачи, поставленной Всесоюзным советом физической культуры и спорта: «4. Перестроить всю систему общеобразовательной школы на комплексное физкультурное обучение». Большая роль по внедрению комплекса легла на пионерскую и комсомольскую организации.

Крупнейшим событием начала 30-х годов стала Урало-Кузбасская Спартакиада, в программу которой были включены соревнования среди детей.

На органы внутренних дел страны была возложена задача по работе с трудновоспитуемыми детьми и подростками, что побудило создать при спортивных обществах «Динамо» новое подразделение «Юный Динамовец», которое в последствии переросло в детские спортивные школы. Таким образом, в Свердловске была образована первая спортивная школа на базе «Юного Динамовца» (1934 г.).

С этого же года начинают проходить Всесоюзные Спартакиады школьников, как по летним, так и по зимним видом спорта. Впервые сборная детская команда выезжает на зимнюю школьную Спартакиаду в Москву 2 января 1936 года в составе: лыжники Юра Веретенников, Коровин, Тамара Памятных, Башкирова, Оля Пясоцская, Галина Масленникова; конькобежцы Игорь Соколов, Королев, Маслова, Надя Скачкова, Сычева, Ронжина.

Летом этого же года в Свердловске состоялась всеуральская Спартакиада школ ФЗУ.

Проводились спортивные соревнования и среди детских домов, а сборная команда, сформированная на областных соревнованиях, принимала участие на первенстве СССР.

Привлекались к занятию физической культурой и дети инвалиды.

Сборные команды Свердловской области по разным видам спорта: лыжные гонки, конькам, легкой атлетике, гимнастике и другим все чаще выезжают на первенство страны.

Еще в 1939 году детям был передан стадион «Совторгслужащих», и он получил новое название «Стадион Пионеров и Школьников».

Зимой 1941 года большого успеха добиваются свердловские юные конькобежцы. Впервые всесоюзные рекорды были побиты на городских школьных соревнованиях. В начале февраля месяца Константин Серегин (ДСО «Медик») бьет рекорды СССР среди юношей в беге на 1000м (1.45,9) и 3000м (5.36,0). В 20-х числах того же месяца конькобежная юношеская сборная Свердловска выступает на Всесоюзных соревнованиях в Москве. 

В одном из забегов Костя устанавливает рекорд на 500м, но в итоге занимает только второе место. Богатой на рекорды стала 1000 метровая дистанция. Вначале Серегин улучшает свой же рекорд, который он установил еще в Свердловске, новый рекорд не устоял перед натиском товарища по сборной команде области Бориса Красноярова («Юный Динамовец»). Борис стал абсолютным чемпионом и обладателем малой золотой медали в беге на 1500м. Рекордсменом СССР среди юношей и чемпионом страны в беге на 3000м стал и Юрий Новоструев (Свердловск, ДСО «Буревестник»).

Парад рекордов продолжился и после возвращения юных уральских дарований из Москвы. В начале марта на последних соревнованиях сезона уральцы улучшают свои результаты. Серегин финиширует на дистанции 500 метров, с новым достижением страны – 48,8 сек. Борис Краснояров улучшает рекорд СССР на 1500 метров, Юрий Новоструев с рекордным временем заканчивает дистанцию в 5000 метров.

Началась Великая Отечественная война. Занятия физкультурой в школах в этот период не только не прекратились, но и активизировались.

После окончания войны начали создаваться детские спортивные школы с отделениями по многим видам спорта.

О послевоенном развитии детского спорта вспоминает заведующий отделом народного образования при облисполкоме А. Ануфриев:

«Полтора десятка лет после ВОВ (1941-45 гг.) физическая культура в общеобразовательных школах переживала состояние возрождения после разрухи, как и все народное хозяйство, культура, образование нашей страны. В 60-е годы общеобразовательные школы области и физическая культура учащихся получили заметный подъем. Органы народного образования в составе со спортивными организациями области и города Свердловска активизировали деятельность по повышению роли физической культуры в физическом развитии, укреплении здоровья детей и подростков.

В условиях действовавшего закона о всеобщем обязательном обучении детей, который неуклонно выполнялся в те годы, школьными занятиями по физкультуре было практически охвачено все детское население области от 7 до 18 лет, а это около 800 тысяч человек.

В числе первоочередных задач были проведены в жизнь такие мероприятия:

-                      В полном объеме сетки часов были восстановлены обязательные уроки физвоспитания. Запрещена подмена уроков физкультуры другими предметами, а также отвлечение учащихся от занятий физкультуры на различные виды работ и мероприятия;

-                      Введены новые программы. В том числе и по физвоспитанию. В программах физическое развитие детей рассматривается в логической связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием учащихся;

-                      В целях активизации двигательных потребностей детей, в школах введены гимнастические зарядки в начале учебного дня, а также физкультминутки на уроках общеобразовательных предметов. Оздоровительное значение придавалось организации подвижных игр детей во время школьных перемен, особенно на свежем воздухе;

-                      Получили развитие внеклассные занятия со школьниками по физкультуре. Школьными кружками и секциями в 1965-66 учебном году было охвачено  до 40% ребят, а через два года в них участвовало уже 60% учащихся;

-                      Усилен контроль органов народного образования за организацией и содержанием физической культуры в школах области. В ряде городов штатными расписаниями отделов образования предусматривался инспектор по физкультуре. В штате облоно во все послевоенные времена содержалась ставка инспектора, организатора физкультуры в школах. На этой должности в течение более 30 лет работала Чумичева Зоя Борисовна, квалифицированный специалист с высшим физкультурным образованием, принципиальная, бесконечно преданная школьной физкультуре, много сделавшая для ее развития.

В планах областного отдела народного образования, органов управления образованием на местах отражалась организационно-методическая работа по развитию детско-юношеского спорта.

Вошли в систему ежегодные областные, городские, районные легкоатлетические и зимние соревнования, туристические слеты, спортивные соревнования между пионерскими лагерями и др.

Не обходили вниманием проблемы юношеского спорта органы власти всех уровней. Особые внимание придавалось строительству школ, для ликвидации 3-х сменных занятий, создания условий для здорового отдыха и физической культуры. Каждая новая школа вводилась обязательно со спортивным залом. Было развернуто строительство пристроев спортзалов к школам, как за счет госкапвложений, так и за счет школьных шефов – промышленных предприятий области.

В качестве примеров: Н-Тагильский металлургический комбинат (НТМК) построил за счет своих средств 4 школьных спортивных зала, типовое здание школы на 400 мест, общежития, пищеблок для Н-Тагильского детского дома №1. Ввод этих объектов позволил организовать физическое и трудовое воспитание детей на уровне программных требований.

Свердловский завод медицинских препаратов принял активное участие  в строительстве спортивного зала подшефной школы №5, за счет заводских средств, полностью оборудовал зал по высоким нормативам.

Из материалов личного архива: в решении сессии Свердловского Совета депутатов трудящихся от 29 сентября 1967 года было отмечено: «… в 2342 школах обучается 739,5 тысяч человек. За годы 1959-68 г.г. в области введено 402 школьных здания и пристроев». Это был большой шаг в создании условий нормальной работы многих школ. Но этого было недостаточно, лишь около 60% школ (средних и восьмилетних) имели физкультурные залы. Поэтому в решении сессии было записано: «п.10 Обязать исполкомы райсоветов, Облоно (Ануфриев), облспортсоюз (Репьев) улучшить физкультурную работу с учащейся молодежью, в 3-4 года обеспечить школы квалифицированными учителями физкультуры, оборудованием физкультурным инвентарем. Организовать строительство при школах спортивных залов, площадок, хоккейных кордов и других спортивных сооружений, привлекая промышленные предприятия, колхозы, совхозы. Завершить строительство спорткомплекса для пионеров и школьников в Свердловске.

Развернувшееся школьное строительство позволяло организовать сеть детских спортивных школ. За счет бюджетных средств на образование Облоно открыло 6 ДЮСШ на базе зданий школы-интерната Ленинского района города Свердловска организована в 1971 году школа-интернат спортивного профиля, ставшая затем училищем олимпийского резерва.

С трудом решалась проблема обеспечения школьной физкультуры квалифицированными кадрами. В 765 средних и восьмилетних школах лишь 25-30% учителей физкультуры (в основном в городах) имели специальную подготовку. Из Свердловского и Н-Тагильского пединститутов в школы приходило не более 50  выпускников спортфакультетов в год.

Пришлось открыть 3 педагогических (11-х) классов по подготовке учителей физкультуры сельских школ. Открыто было физкультурное отделение в составе свердловского педагогического училища №1.

При институте усовершенствования учителей были созданы постоянно действующие курсы переподготовки (повышения квалификации) учительских кадров, через которые проходило до 6 000 учителей всех предметов в год. В том числе ежегодно повышали свой педагогический уровень 40-50 учителей физкультуры.

В рамках призывов к всенародной заботе о воспитании молодого поколения заслуживает внимания следующее положительное явление. Наша область являлась инициатором создания спортивно-трудовых лагерей для старшеклассников. Первенство в их организации принадлежит городской комсомольской организации г. К-Уральского (секретарь ГК ВЛКСМ Ю.С. Бродский). В области функционировало 285 таких лагерей. В работе с подростками участвовали комсомольцы-спортсмены, выделенные на лето и, оплачиваемые промышленными предприятиями. Физкультурно-оздоровительное значение лагерей труда, спорта и отдыха трудно переоценить».

Одновременно с образованием ДСШ в органах народного образования детские спортивные школы стали создаваться в спортивных обществах профсоюзов. Одной из первой комплексной спортивной школой стала ДСШ ДСО «Авангард» КФК «Уралмаша».

В 1968 году ДСШ набрали силу и из них начали выделяться детско-юношеские спортивные школы по видам спорта, спустя еще несколько лет ведущие школы области добиваются статуса Специализированная детско-юношеская спортивная школа. С созданием в городе Свердловске школы-интернат спортивного профиля, а позднее переросшего в училище Олимпийского резерва, профильные специализированные спортивные школы получили статус специализированных школ Олимпийского резерва.

Детские спортивные школы являются очень важным звеном в приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни. Большой процент бывших воспитанников спортивных школ на протяжении всей жизни связаны с этим образом жизни, что положительно влияет на общую амосферу в обществе. Спортивные школы заполняют свободное время детей, отвлекая их от «улицы» и пропагандируют те виды спорта, которые в них развиваются.   Кроме этого, ДЮСШ стали ступенью в подготовке Олимпийского резерва нашей области. Под руководством профессионалов ведется отбор и подготовка талантливой молодежи к спортивным битвам на международной спортивной арене.

Выдающихся успехов добилась воспитанница ДЮСШ по легкой атлетике спортивного клуба «Уралмаш» Людмила Жаркова (тренер В.В. Попов). Девятиклассница школы №2 города Свердловска на Олимпиаде 1968 года в Мехико становится бронзовым призером Игр в составе эстафетной команды 4х100 метров!

В 1998 году впервые в истории человечества в Москве проходит, под патронажем Международного Олимпийского Комитета, первые Всемирные Юношеские игры – аналог Олимпийских игр, но для детей. Среди участников и победителей этого удивительного спортивного праздника мы видим и представителей Свердловской области: Михайлов Максим и Янис Мирабаев (плавание – 4 золотые, серебряная и бронзовые медали) из города Первоуральска; Дмитрий Древнин – чемпион Игр в командном зачете и медалист на снарядах по гимнастике; Михаил Леонтьев и Сергей Коптелов – чемпионы Игр по пожарно-прикладному спорту; волейболистки Алена Попова, Ольга Григорьева, Наталья Караулова, Александра Пролубникова, Наталья Ярцева стали серебряными медалистами и другие.

К концу второго тысячелетия в Свердловской области имеется: 96 ДЮСШ, 45 специализированных  детско-юношеских спортивных школ (СДЮСШ) и одно училище Олимпийского резерва.

В середине 90-х годов, в связи со строительством в городах и районах объединенных спортивных комплексов родилась новая форма привлечения детей и подростков – детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП). Таких клубов создано два в Асбесте и Октябрьском районе города Екатеринбурга.

Не каждая общеобразовательная школа имеет возможности иметь спортивные сооружения, отвечающие современным требованиям. В Ленинском районе города Екатеринбурга впервые в практике строится внешкольный спортивный комплекс, на котором проводятся не только занятия по физической культуре, но организуются спортивные секции и является местом проведения спортивных соревнований по различным видом спорта.

scroll back to top