ЧУДИНОВСКИХ АЛЬБЕРТ ИВАНОВИЧ
Чудиновских А.И. (17.08.1928 г. в г. Кирове) Спортивный журналист (Екатеринбург, газета «Вечерний Екатеринбург»)
Альберт Иванович труженик тыла. Окончил факультет журналистики УрГУ им. А.М. Горького (1953), журналист.
Корреспондент газеты «Дагестанская Правда», г. Махачкала, Дагестанская АССР (1953-1955). Корреспондент городской газеты «Под знаменем Ленина» г. Первоуральск (1955-1957).
Корреспондент, спортивный обозреватель, зав. отделом информации газеты «Вечерний Свердловск - Екатеринбург» (1957-2012).
Аккредитован на Спартакиадах РСФСР, СССР, чемпионате Мира по скоростному бегу на коньках среди женщин в Свердловске (1959), на чемпионате Мира по гандболу среди женщин в Киеве (1975), на чемпионате Мира по хоккею с шайбой в Москве (1979), на чемпионате Европы по волейболу среди женщин в Лионе, Франция (1979).
Член федерации спортивной прессы РФ, участник пленумов Федерации. Член Союза журналистов СССР (1959).
Печатался в газете «Советская Россия» (70-е годы).
Удостоен звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (2007)
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Дипломами и Грамотами спортивных Комитетов СССР, РСФСР, Свердловской области, города Екатеринбурга - Свердловска.
Ветеран спорта.
«Вечерний Екатеринбург»
Альберт пригвоздит осведомленностью
Назовете ли вы все титулы и звания этого известного спортсмена? Обратитесь с таким вопросом к журналисту А. Чудиновских — он перечислит:
— Карелин? Да вы что, не знаете?! Это же девятикратный чемпион мира по греко-римской борьбе, двенадцатикратный чемпион Европы, тринадцатикратный —
страны, участник Олимпийских игр 1988, 1992, 1996, 2000 годов, знаменосец Олимпийской сборной СССР, СНГ, России!
Альберт просто пригвоздит вас своей осведомлённостью о титулованных особах российского спорта, вскинет высоко голову и небрежно добавит, делая ударение на слове «мы»:
— Это мы в спортцентре «Верх-Исетский». Турнир памяти воинов Уральского добровольческого танкового корпуса.
А что ему, Альберту, не гордиться? Он и с Всеволодом БОБРОВЫМ — звездой футбола и хоккея — за руку здоровался, с Галиной РЕЗНИКОВОЙ — мастером спорта по лёгкой атлетике — фотографировался, у шахматиста Гарри КАСПАРОВА тоже брал интервью.
За сорокалетнюю работу в «Вечёрке» публикации за подписью А. Чудиновских появлялись со всех олимпиад, спартакиад, проходивших в нашем городе, особенно по зимним видам спорта. С 1958 года (а это был второй год после рождества «Вечернего Свердловска») и до сей поры Альберт – мэтр ежегодной комбинированной эстафеты на призы газеты, новогодних прыжков с трамплина в Уктусе. Ох, когда это начиналось?..
— Как когда? 30 декабря 1969 года, при редакторе Станиславе Мешавкине. Холод стоял — 32 градуса мороза! Ветер!
Да, «Вечёрка» не была бы «Вечёркой» без своих соревнований. Она выступала и организатором детворы: под её эгидой выходили на стадион «Юность» до 50 тысяч пацанов. Мальчишка, оседлавший конёк, — эмблема стартов «Лёд надежды нашей»...
Да что там говорить! «Всё течёт, всё изменяется», как утверждали древние, но только не Альберт Чудиновских. Он — в строю, и почти ежедневно его имя на страницах родной газеты.
Не сказать, что в «Вечёрку» в 1957-м он пришёл совсем уж начинающим репортёром. До того была первоуральская «Подзнамёнка» («Под знаменем Ленина»), а ещё ранее, после окончания университета. — сельхозотдел в газете города Махачкала. Не верите? И я поверила с трудом, что один из корифеев спортивной журналистики в молодые годы ездил за репортажами не на редакционной «Волге», а верхом на лошадке — что по горным тропам, что по степи. Улыбайтесь, сколько хотите, но это было в жизни нашего коллеги.
Альберт — человек хотя и «себе на уме», но незлобив, стерпит все подшучивания товарищей, не обидится. Кажется, он вообще непробиваем для огорчений. Но чем дальше от дня нынешнего в беседе мы возвращаемся в прошлое, тем необычно более серьёзным он становится.
Война. Она заставила детей рано повзрослеть. Альберту было 13, когда отец Иван Трофимович, связист, несмотря на возраст (46 лет), надел на плечи солдатский вещмешок и попрощался с семьей. Алику через год стукнуло целых 14 лет, и ему пришлось идти работать, как многим подросткам военной поры, чтобы семье помогать. До самой Победы ежедневно он предъявлял служебный пропуск на проходной завода № 46. В цехе поднимался на скамеечку возле станка и токарил. Завод выпускал снаряды для авиации, и Алик в меру своих мальчишеских сил был причастен к тому, что на снарядах стали, наконец, писать: «На Берлин!»
И вот он, долгожданный день 9 Мая 1945 года! Шёл легкий снежок. Народ валил на площадь — все от мала до велика. Обнимались незнакомые люди, поздравляли друг друга с Победой!
А потом ждали своих родных с фронта, тех, кто уцелел. Отец Алика вернулся. На гимнастерке — орден Красной Звезды, медали. Рассказывал, что, наверное, в рубашке родился. Смеялся, вспоминая, как в Великих Луках немцы разбомбили:… баню, в которой мылись наши, в том числе и Иван Трофимович. Успели выскочить, в чем мать родила.
Из вещмешка отец достал американские консервы. В доме на улице Нагорной, 55 был праздник! Поднялась с постели мама Мария Алексеевна. Она долго болела: дистрофия отняла все силы. Ели-то что? Похлёбку из лебеды и крапивы, котлеты из картофельных очистков... Рабочие хлебные карточки получали Алик и его старший брат. Сестра училась, мама считалась иждивенцем...
Словом, доставалось всем! Но недаром сложилась поговорка: «Для кого — война, для кого — мать родна». Однажды брат возвращался со своего завода поздно (а это было делом обычным, ведь работали по 12—14 часов), отстукивал по тесовым мосткам деревянными босоножками (такая была обувь), и... напали на него грабители. Всё отобрали, в том числе и карточки. Кто пережил войну, знает, что такое остаться без хлебных карточек...
А то украли у Чудиновских дрова на лесной делянке. Алик с мамой приготовили их к отправке, напилили, как водится, и пошли к дороге ждать лошадь. Вернулись на делянку, а дров и след простыл.
Сейчас всё больше говорится о войне как о героической странице. Но была она и горькой. Пока одни ковали Победу, другие сладко ели, грабили своих же сограждан.
Но если спросить Альберта Ивановича, чему научили его те годы, он скажет:
— Друг друга выручать.
И вспомнит, как у станка он упал в голодный обморок.
— Кто-то водички мне дал глотнуть, а кто-то хлеба сунул. Какие люди были! Последним куском делились.
Мне показалось, что голос Альберта дрогнул и глаза покраснели...
Ну, а ещё с той поры военного детства Альберт вынес высокое чувство дисциплины. Опоздать на 2—3 минуты к заводской смене было невозможно. Боялись? Да нет! Просто считали нормой жизни точность.
И, работая в «Вечёрке», Альберт Иванович, бывало, заворчит, будучи дежурным по номеру:
— Времени уже 8.30, а тебя с досылом до сих пор ждём. Как можно?
Да, досыльный материал сдавался ранним утром. Ритм был жесткий. Например, в 6 часов ты идёшь за репортажем, в 8 часов ты в редакции, до 10 — сдать досыл, иначе будешь держать всю производственную цепочку. А в 14.00 — газета идет в свет. За «Вечёркой» уже выстроилась очередь возле киоска «Союзпечати». Вот так вот. И нам очень нравился такой ритм, характерный только для нашей газеты.
Альберту Чудиновских редколлегия поручила написать материалы в газету о вечёр-кинцах — ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах труда. Он это задание добросовестно выполняет. О его же странице биографии военной поры вызвалась рассказать я. Наверное, потому что есть ещё общность нашего поколения — детей, переживших те страшные годы прошлого столетия. И не просто переживших — выстоявших. Это и наша Победа.
Тамара ПАХОМОВА.
text-align: justify; background: white;был второй год после рождества «Вечерне
