БАНЯ

 BanjaZhedryj

Сказал однажды мне папаня

Полезна для здоровья баня!

Еще в незрелые года

В нее влюбился навсегда!

 

Ах баня в двух словах не скажешь

И не опишешь две строки.

А за ее здоровье вмажешь

И не зачахнешь от тоски!

 

К порядочной, серьезной бане

Всегда готовишься заранее.

Во первых веник из березы

Чтоб сох в тени, не на морозе.

 

Потом берешь с полями шляпу,

Чтоб в уши кипяток не капал.

Суконных пару руковичек,

Пол банки водки и водички.

Всегда приятственно особо

Ведерко пива разливного!

 

Вот ты пришел, штаны снимаешь

И банный аромат вдыхаешь.

В душе какое-то волнение

Чего-то хочется сказать...

 

В парной жара, в парной шипенье,

Кромешный ад – едрена мать!

На верхней полке, на полке,

Сперва немного разомлеешь,

Разложишь кости на доске –

Мослы свои чуток согреешь,

А уж потом, взяв рукавицы,

Да чтобы очень не телиться

Себя хлестать начнешь лозой,

Не выдавая мук слезой.

Сок отдает наружу тело

(Иные говорят «вспотело»),

А ты его лозой щекочешь

Весь раскален, в предбанник хочешь,

Но держишь все ж себя в узде,

Лишь хрюкаешь, как сыч в гнезде.

 

Когда совсем невмоготу

Свою хватаешь наготу,

Бросаешь в снег ее крестом,

Чуть охладишься, а потом

Плетешься не прикрыв стыда

Опять в жару, опять туда...

Лишь после третьего захода

Порядком веник истрепав,

Идешь на отдых. Пиво – воды

Пьешь, по фигуре расплескав.

И натурально даже млеешь –

Как нынче говорят «балдеешь».

Весь мир тебе как будто в новость,

Душа умчалась в невесомость.

 

От ванны баня, чем отлична?

Тем, что она демократична

Здесь генерал и рядовой

Сидят на полке на одной.

 

И без портов опять же оба

И вроде бы друзья до гроба,

Не торопясь алкают шнапс

И разговор ведут про баб-с.

 

Уже потом, остыв немного

Идут слегка погреться, чтобы

Тепло осталось в теле дольше,

Затем уж пьют воды побольше.

 

И разговоры уж другие:

«Что вот, де, мы с тобой какие!

Плюгавый, тощий как балык,

Но вот стервец, любитель бань!

А так-то мужиченко – пьянь...

Опять парильщик в жар идет,

Но тело соку не дает.

Вот это значит, что довольно,

Уж пятки жжет и ш... больно.

 

Берет ушат воды студеной

Льет на себя и исцеленный

От всех болячек и простуд

Спешит домой, его там ждут!

Ведь нету слаще мужика,

Который только что с полка...

 

Засим поэму завершаю

А тех, кто в баню не ходок,

С собой однажды приглашаю,

В блаженство рая и полок!

 

Тебе Владимир Алексеич,

Уральский от души поклон!

А если мы что не умеючи,

Не обижайся не резон...

 

Еще на заре человечества люди верили, что омовение может защитить их от болезней, происхождение которых они приписывали нечистой силы. Поэтому воды Ганга, Нила, Иордана считались святыми. Не случайно все религии древнего мира – иудаизм, зороастризм, буддизм, ислам – требовали «очищение тела» перед молитвами и входом в храм. Не случайно историки медицины внимательно изучают Коран. Нет сомнений, что основатель ислама Магомет имел широкие медицинские познания, особенно в области гигиене. Но он содержит множество рекомендаций о том, как поддерживать чистоту тела.

На древнейших египетских храмах сохранились волнообразные линии. Это  символ омовения – источника жизни. Из знаменитого папируса Эберса, этой, можно сказать, первой медицинской энциклопедии, написанной девятнадцать веков назад и обнаруженной водной из фивских гробниц, мы узнаем, что древнеегипецкие жрецы лечили людей ваннами различной температуры.

Древняя медицина в Китае покоилась на двух главных принципах: ян   и ин. Ян отражало идею жизненного тепла, ин сырости и холода. Как считали китайские медики, равновесие между этими двумя началами в человеческом организме было важнейшим условием здоровья.

Древнегреческие мифы повествуют, что даже боги, чтобы сохранить юность и бессмертие, пользовались паровыми ваннами. Такова была вера людей в целебность этой процедуры.

Много любопытного сообщает  древнегреческий писатель Повзаний, который прославился своим многотомным описанием различных местностей и нравов. Сведения, которые он оставил в своих книгах, стали своего рода компасом для раскопок в Олимпии и Микенах. Повзаний пишет о Гере, которая купалась в озере с горячей водой, чтобы сохранить молодость и красоту. В другой легенде Юпитер превратил нимфу Ювенту в источник воды, обладающей способностью возвращать молодость.

В долине Инда, где, как и в долинах Тигра, Евфрата и Хуанхэ, была древнейшая цивилизация на земле, обнаружены развалины города Мохенджодаро. Этому археологическому памятнику более 5 тысяч лет. Здесь найдены остатки храмов, зернохранилища, жилых кварталов и, хорошо оборудованные, купальни и бассейны.

Еще за 1800 лет до нашей эры – в священных индусских книгах Веды (наука жизни) шла речь о живительном воздействии воды. «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды». В книге законов Ману сказано о воде, как об источнике здоровья. Надпись в древнем индийском храме гласит: «Тело очищается водой, а разум знанием». Индусы различали 14 видов вод (щелочная, кислотная, морская и др.), и каждая имела свое лечебное назначение.

До наших дней дошло изречение древних индийских мудрецов: «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту,  молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин».

Едва ли возможно назвать точную дату появления парных бань, но то, что баня стара как мир, не вызывает сомнений. Она известна с незапамятных времен у древних египтян и халдеев, финикийцев и ацтеков, китайцев и индийцев, викингов и славян.

Древнегреческий историк Геродот (ок. 484-425 г.г. до н.э.) не раз упоминает о распространении парной бани среди различных народов мира. Он много путешествовал, побывал в Египте, Вавилоне, Сирии, Малой Азии. Знаменитый историк проявлял интерес и к жизни народов древнерусских степей. Многие исторические факты, которые приводит Геродот, казались невероятными, но были подтверждены археологическими раскопками.

 

Термы как города

BanjaTermyДревнеримский поэт Овидий Публиций Назон (род. в 43 г. до н.э.), автор знаменитых «Метамарфоз», мечтая об омоложении, писал о купании в волшебном котле с водой. В своей «Науке любви» Овидий, говоря о средствах для красоты, упоминает и об искусстве ухода за кожей.

Кое-кто высказывает предположение, что само слово «баня» происходит от латинского «бальнеум», т.е. прогнать боль, грусть. То, что баня издавна служила не только гигиеническим целям, а была еще и взбадривающим, оздоровительным средством, не вызывает сомнения. Парная баня помогала бороться со многими болезнями. Не случайно римские бани-термы обычно отмечены знаком Эскулапа – бога врачевания.

Так, римский врач Асклепиад, выходец из Греции (кстати большинство врачей Древнего Рима были греками по национальности), открыл баню для лечения различных болезней. В начале своей медицинской карьеры он считался учеником Гиппократа, но впоследствии стал опровергать многие его медицинские доктрины. Единственно, в чем Асклепиад был безоговорочно солидарен с Гиппократом до конца жизни, - это в приверженности к водолечению, различным банным процедурам. В веках остался его знамениты девиз: лечить быстро, правильно и приятно. Основой для выздоровления больного Асклепиад считал применение гимнастики, диеты и водных процедур.

Асклепиад утверждал, что болезнь возникает в следствии застоя частичек в организме и что надо привести эти частички в движение. Горячая  баня содействует такой встряске. Как свидетельствуют римские историки, Асклепиад добивался при помощи щедрого жара большого эффекта в лечении своих пациентов.

BanjaВ Риме недалеко от знаменитого Колизея, где проходили ристалища гладиаторов, находятся не менее знаменитые термы Каракаллы. В термах  имеется: вестибюль (1), зал (тепидариум) для потения (2), бассейн с холодной водой (3), бассейн с горячей водой (4), парилка сухого жара (5), гимнастический зал (6), площадка для спортивных игр (7), буфет и библиотека (8), стадион (9). Даже по развалинам можно судить, что древнеримские бани были поистине грандиозным сооружением. Таких терм насчитывалось около восьмисот! Римский историк Марцелин пишет, что термы по своим размерам напоминали города. При термах были сады, библиотеки и стадионы, где играли в различные игры.

Некоторые термы отличались различными оригинальными приспособлениями. Например, ванны подвешивались на цепях. Тот кто находился в ней раскачивался в ней, как на качелях.

Гигантские римские бани нагревались... нефтью, которая была предметом торговли. В специальном помещении находилась печь довольно внушительных размеров, от которой разветвлялись трубы.

BanjaRestoranБани состояли из восьми отделений. В первой зале посетители раздевались и, по окончании банных процедур, одевались и отдыхали, затем шел зал с бассейном, далее помещение для мытья с большими медными тазами, наполненные водой  различной температуры.  Потом комната, куда нагнетался сухой пар. И, наконец, так называемая влажная потовая баня. Нагнетание пара шло от пола доходила до 50-60 Со, поэтому моющиеся ходили в деревянных сандалиях. В термах был культ массажа. Перед этой процедурой  посетители растирались различными ароматическими бальзамами и маслами.

При термах были служители различных специальностей. Одни следили за печью, поддерживали в банных помещениях необходимую температуру. Другие натирали тела моющихся людей лебяжьим пухом. Третьи делали массаж. Были даже вырыватели волос, причем проделывали они эту процедуру без боли. Особым искусством отличались, мозолисты: римляне ходили в открытых сандалиях и стремились, чтобы ноги их были безупречно ухоженными.

Термы Каракаллы занимали 12 гектаров, эти бани могли одновременно вместить 2500 человек! Но  еще роскошнее и вместительнее были термы, построенные императором Диоклетианом. Здесь могли одновременно мыться 3500 человек. При этих термах 3000 купален и три просторных плавательных бассейна с проточной водой. Один из бассейнов тянулся на полтора километра в длину и столько же в ширину. Термы  были отделаны драгоценным мрамором, знаменитым египетским гранитом, порфиром. Полы выложены богатой мозаикой. Ваятели поставили здесь статуи, прославляющие известных атлетов. Интересно, что различные скульптурные барельефы, сохранившиеся до наших дней, изображают банные процедуры. Рукомойники были из серебра и даже золота, одних мраморных кресел для отдыха  после бани было 2,5 тысячи! Любопытно, что в сооружении терм Диоклетиана участвовало 40 000 строителей, работы продолжались около 5 лет.

 

ТУРЕЦКАЯ БАНЯ

Куда бы не приходили римские легионеры-завоеватели – во Францию, Британию, Германию – везде они строили термы. Подтверждением этому свидетельствуют знаменитые водолечебные курорты Карловы Вары и Виши, археологические раскопки в Крыму и других местах.

В Константинополе несколько видоизмененные термы получили название турецких бань. Источником пара в таких банях служит тоже пол, подогреваемый снизу специальными топками. Пол поливают, образуется пар, люди ложатся на возвышение и потеют.

 

ЯПОНСКАЯ БАНЯ

BanjaJapanЯпонская баня чрезвычайно распространена в стране в style=font-family: Arial; color: black;centerНо держишь все ж себя в узде,textp class=Не торопясь алкают шнапсcenterНо тело соку не дает./em-align: center; style=MsoNormalfont-family: Arial; color: black;/emДревнегреческие мифы повествуют, что даже боги, чтобы сохранить юность и бессмертие, пользовались паровыми ваннами. Такова была вера людей в целебность этой процедуры.span style=осходящего солнца. Офуро – домашняя баня, сэнто – общественная. Причем при сэнто имеются рестораны, кинотеатры, читальни.

Большая деревянная бочка. Внутри нее – сиденье. Под бочкой – печка. Бочку наполняют водой с таким расчетом, чтобы можно было находиться в полулежачем положении. Все тело, за исключением груди (область сердца), в воде, температура которой достигает 45 градусов. На голову обычно надевают шапочку, смоченную в холодной воде. После ванны примерно час отдыхают, лежа на кушетке, обернувшись простыней. И потеют. Тот, кто стремится согнать лишний вес, закутывается в шерстяное одеяло. Затем насухо вытираются и совершаются моцион на воздухе.

Японские бани устраивают в просторных, хорошо вентилируемых помещениях. В этом японцы видят одно из достоинств своей бани. Тот кто впервые пробует японскую баню, переносит ее с трудом. Шутка ли – погрузиться в кипяток! Но у японцев закалка с детства. Они большие патриоты своей бани и считают, что она помогает избежать простудных заболеваний, снимает утомление, закаляет, тонизирует, усиливает обмен веществ.

Жители японских островов ходят в офуру или сэнто чуть ли не каждый день, но раз в три дня – обязательно. Ценят баню и японские медики, считая ее великолепным лечебным и профилактическим средством для активизации деятельности сердца и почек, при ревматических болезнях. Японские спортсмены пользуются такими банями после больших физических нагрузок, считая, что они снимают первое напряжение. Они уверены так же, что банная процедура (в силу ее кратковременности – 10-15 минут) не расслабляет, а взбадривает, не изнеживает, а закаляет. К такому выводу пришли и японские физиологи.

Японская баня получила распространение и в других странах мира. К примеру, большим поклонником японской бани является великий Пеле.

На XI Белой Олимпиаде в Саппоро наши спортсменов познакомились еще с одним видом японских бань. Это так называемые опилочные бани. Опилки не простые, а кедровые. Кроме того, добавляется измельченная древесина и листва и еще более 60 лекарственных и ароматических трав. Вся эта смесь кладется на специальное ложе и нагревается примерно до 60 градусов. Сеанс в такой бане длится примерно 15 минут. Человек подвергается действию жара, потеет, а опилки впитывают пот и передают тело различные полезные вещества. Японцы в восторге от такой бани. Говорят, что она эффективно рассасывает жировые отложения, омолаживает кожу и уничтожает вредные бактерии. После бани обычно делают вибромассаж. Нашим спортсменам понравилась новая японская баня, и они решили перенять полезный опыт.

 

РУССКАЯ БАНЯ

Пал Древний Рим. Погибла античная культура. Наступила мрачная эпоха религиозного аскетизма, суеверия и невежества. Помышляя о спасении души, люди с презрением относились к своему телу. Многие столетия к воде, к заботе о чистоте тела, как это ни кажется теперь диким и невероятным, относились как...  к бесовскому наваждению.

В одной из исторических летописей мы находим упоминание о секте под названием «пасущиеся». Члены этой секты, распространенной в Месопотамии, не имели постоянных жилищ, не ели хлеба и овощей, а скитались по горам и питались по горам. Чистоту тела «пасущиеся» считали загрязнением души. Особым почетом пользовались те, кто ходил в грязных рубищах и никогда не мылся. Их называли святыми… Святой Антоний, которого нарекли отцом монашества, гордился тем, что никогда не мыл ноги. Разумеется, и в самые черные времена невежества были проблески и даже величайшие озарения. Такие, как Авиценна и Ли Ши-чжень (великий китайский врач),  были лучами света в темном царстве. Тысячу же лет вода, ее лечебные свойства считались греховными...

Если древние жители Индии преклонялись перед Гангом, веря в его очистительные свойства, египтяне относились к Нилу как к божеству, то  русские испокон веков боготворили Волгу, называли ее своей матерью. Вспомните наши замечательные былины. Их герои-богатыри, умирая, разливались широкими реками – Дунай Ивановичем, Дон Ивановичем. Хлебом и солью чествовал Садко Волгу, а Илья Муромец Оку. А легенды о мертвой и живой воде? В народном эпосе говорилось, что мертвая вода могла заживлять раны, живую же воду называли богатырской, она не только залечивало раны, но и воскрешала. А древний праздник Купалы?! Ведь это очистительное купание. Вода и огонь. Чтобы предупредить болезни, закалиться.

«И не имеют они купален, - писал о древних славянских банях арабский путешественник и писатель Абу-Обейд-Абдаллахал Бекри, - но устраивают себе дом из дерева, и законопачивают щели его некой материей, которая образуется на деревьях, походит на зеленоватый мох... Она служит им и вместо смолы для кораблей. Затем они в одном из углов этого дома устаивают очаг из камней и на самом верху против очага открывают окно для выхода дыма. Когда же очаг раскалится, они закрывают это окно и закрывают двери дома. В доме же всегда имеется резервуар для воды, которой они поливают раскалившийся очаг и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой они приводят в движение воздух и притягивают его к себе. И тогда открываются поры, и исходит излишнее из их тел, и текут из них реки».

Слава о русской бане, о ее пользе для здоровья давно перешагнула рубежи нашей страны. Русские бани есть в разных странах мира. В Москве большой популярностью пользуются старинные Сандуновские бани (их основали известные актеры Сандуновы). Но, оказывается, бани с таким названием есть и в ... Канаде, которые пользуются большим успехом.

(«По белому» и «по-черному»)

Русская баня в своей начальной сути – простое и вместе с тем остроумное сооружение. Едва ли это не одно из самых древних сооружений, конструкция которого дошла до наших дней. В деревнях это избушка, срубленная из бревен, зачастую наполовину погруженная в землю. Вначале  входите в небольшой предбанник, раздеваетесь и затем, непосредственно, в баню, в парилку. В парилке каменка–печь, в которой наложены камни. Печь топят, камни раскаляются. Дым через трубу выходит наружу, поэтому и говорят: париться «по белому». Камни поливают горячей водой, баня наполняется жарким паром. И  тогда можно взобраться на полки. Они в виде 3-4 ступенек. Чем  выше, тем жарче.

Иногда можно услышать: я парился «по черному». Что это такое? Это и есть самая древняя русская баня, кое-где сохранившаяся и в наши дни. Крошечный бревенчатый домик, печь топят, а дымовой трубы нет. Дым идет в парилку, стены закопченные. Отсюда и название – «по черному». Такую баню после топки проветривают, окатывают стены водой. Затем подают несколько шаек воды в каменку: это называется опариванием бани. Кому приходилось париться в такой бане, не забудет ее «духовитости» - раскаленный и в то же время ласковый жар, аромат очага и какая-то счастливая первобытность.

Излюбленным во многих наших селах, а особенно в безлесных районах, где не было возможности построить отдельную бревенчатую баню. Кто испытал этот своеобразный способ париться (он сохранился и поныне), находят в нем особую прелесть. Испекли, скажем, во вместительной русской печи хлеб. Вытащили, удалили золу и уголь, почистили, как следует. Затем настелили внутри солому или доску положили и осторожно, чтобы не коснуться раскаленных стен и потолка, прямо в печь, ногами вперед. Но еще перед тем, как забраться в саму печь, заранее кладут туда распаренный березовый веник и ставят бадейку с водой. Макнул пучком соломы в воду – и брызнул на стены печи. Вздыбились клубы горячего пара, но пар мгновенно рассеивается, и в печи остается терпкий приятный жар. Распарившись, так же осторожно выбираются из печи. И не жалеют холодной воды, а если поблизости речушка, ныряют прямо в нее.

Знаменитый грек Геродот, «отец истории», пишет, что жители древнерусских степей «всегда имели  в своих поселениях хижины с вечно горящим огнем. Когда камни раскалялись, на них поливали воду, посыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса».

Как уже было сказано, баня упоминалась в восточнославянских мифах. Примечательно, что о древнерусской паровой бане идет речь в знаменитой летописи «Повесть временных лет» (945 г.) рассказывается о легендарном путешествии апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород. В Великом Новгороде Андрей увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, обливались щелочным квасом, били себя вениками и под конец окатывались холодной водой. «Видех бани древены. И облеются квасом усниянным, и возмуть на се прутье младое (и) бьют ся сами, и того ся добьют едва слезут ле живи, и облеются водою студенного...».

Во времена, о которых повествует летопись, у восточных славян не было еще городов. Значит, речь идет о V-VI веках.

А вот еще интересная подробность. Оказывается, печерские монахи проявляли живейший интерес к древнегреческой медицине. Прослышав о пользе парных бань, они стали использовать их для лечебных целей. Не случайно в уставе великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих. В 1091 году переяславский епископ Ефрем стал заводить бани, которые были своеобразными лечебницами, быть может, первыми на Руси.

О бане мы можем прочитать и в летописях X-XIII веков. Ее называют: мовь, мовня, мовница, мыльня, мыльница, влазня или просто баня. В договоре Руси с Византией (907 г.) русичи обеспечивали себе право по прибытии в Константинополь пользоваться баней: «И да творят им мовь елико хотят».

... Строили не только деревянные бани, но и каменные. Так, в одной из летописей отмечают, что впервые каменная баня построена в Переяславле в 1090 году.

В романе замечательного советского писателя и историка Василия Яна «Батый», рисующего борьбу русского народа за свою независимость, есть такой эпизод.

... Зима 1237 года. Внук Чингис-хана Бату-хан добрался со своей конницей до Москвы. Его внимание привлекли бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Люди стремглав выскакивали оттуда, бросались к ледяной проруби и окунались.

Бату-хан указал плетью на срубы: «Что делают эти безумцы?» – «Эти домики называются «мыльни», - объяснил толмач. – Там жители Муштафы (так монголы называли Москву) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем окунаются в проруби. Это очень полезно. Оттого урусы (т.е. русские) такие сильные».

В последнее время среди ученых – историков и медиков ведутся оживленные споры вокруг весьма любопытного лечебника. Судьба этого средневекового медицинского трактата до конца еще не изучена. Существует несколько версий о том, кто был автором весьма поучительного сочинения. Мы не будем вдаваться в споры историков и расскажем лишь одну из версий о происхождении старинной медицинской книги.

В конце XIX века в библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции был найден интереснейший лечебник под названием «Мази» («Алима»). Кое-кто предполагает, что его написала в XII веке Евпраксия – внучка киевского князя Владимира Мономаха. Еще в детские Евпраксия проявляла большой интерес к народной медицине, собирала лечебные травы и лечила больных, за что ее в народе прозвали Добродей. Судьба Евпраксии сложилась так, что она была выдана замуж за византийского царевича Алексея Комнина и здесь, в Царьграде, получила свое новое имя – Зоя. Царевна по-прежнему увлекалась медициной, изучала труды Гиппократа и Галена, написала свой замечательный лечебник, который высоко оценили современные ей медики. В «Мази» много интересного о лечении «внутренних и внешних болезней». Любопытно, что раны предлагалось лечить «закваской», в которую, как установлено нынешней медициной, входили витамины. Зоя-Евпраксия пишет о том, «как зубы белыми сделать». Много страниц посвящено  гигиене, где доказывается польза бани, которая «очень предохраняет здоровье и укрепляет тело».

... Передо мною любопытнейший исторический документ: «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию». Его автор Адам Олеарий (Эльшлегер), немецкий ученый и путешественник, в 1633 году посетил Москву. Затем в 1635-39 годах совершил путешествие через Россию в Персию. Олеарий писал, что русские считали Лжедмитрия за чужестранца, потому, что он не любил бань, которые в России так распространены, что нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань, общественных или частных.

Побывав в одной из бань в Астрахани, Олеарий отмечает: «Русские могут выносить чрезвычайный жар, и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить; затем, когда от такого жару они сделаются все красные... они выбегают все голые и обливаются холодной водой; зимой же, выскочив из бани, они валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню. Так как бани их обыкновенно устраиваются при реках или ручьях, то моющиеся в них из жару прямо бросаются в холодную воду».

И далее вывод: «та перемена противоположных деятелей благоприятствует их здоровью».

А вот дневник камер-юнкера Берхольца, находившегося при дворе Петра I. Читаю такую запись: «Здесь при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два раза в неделю... Нашел, что она мне очень полезна, и положил себе вперед почаще прибегать к ней».

Далее Берхольц рассказывает, что русские люди «умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные кирпичи, ту степень теплоты и холода, какую вы сами желаете...». Особенно нравилось Берхольцу парение березовыми вениками, «что необыкновенно приятно, потому что открывает поры и усиливают испарину». «В заключении всего, - пишет камер-юнкер, - окачивают нас, по желанию теплою или холодною водою и оттирают чистыми полотенцами. По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным. ... Русские бросаются совершенно нагие (даже в начале зимы, когда вода еще не замерзла) из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя очень хорошо, потому что с детства привыкли к этому».

Любопытен рассказ, записанный со слов современника Петра I: «В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необычное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сия купания, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка – вторая натура».

Баням на Руси всегда придавали лечебное, оздоровительное значение. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню». Хозяина этого заведения обязывали «пользовать в той бане только наружные болезни и трудных операций без ведома и совета докторского не чинить... И за труд свой цену брать настоящую без излишества, дабы на него жалоб не происходило». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток».

Рассказывают, что в старину, когда начинала работать парная, банщик ходил по улицам и зазывал народ: «В баню! В баню!».

«Русский крестьянин, - отмечалось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, - значительно опередил своих европейских собратьев относительно заботливости о чистоте кожи».

Рассказывая о русской бане, хочется снова вернуться к трактату Антонио Нуньеса Риберо Санчеса. Санчес пишет о российских банях как о драгоценнейшем благе, которое может прослужить для «крепости и здравия тела» не только в России. Так, собственно, и получилось. Русские бани стали распространяться во всем мире. Так, например, после похода Наполеона в Россию, его разгрома и вступления русских войск в западноевропейские страны наши бани стали строить во Франции, Германии, Швейцарии. Еще в XVIII веке парилки по нашему образцу стали делать в Лондоне и Нью-Йорке.

В чем же, по мнению Санчеса, превосходство русских бань? Антонио Нуньес Риберо пишет, что хотя здесь нет роскоши римских бань, но зато «россияне производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и поныне производят в четырех или пяти». Но самое главное преимущество, подчеркивает Санчес, состоит в том, как подается пар. В русской бане пар нагнетается при помощи каменки, в которую положены раскаленные камни. Захотел погорячее – плеснул воду в каменку. «Сие возобновление паров чинится через всякие пять минут. ...В римских, турецких банях пар идет от того, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но как они не переменяются свежим воздухом, то и легко заключить можно, что эти бани имеют недостатки, каковые в Российских совсем отвращены».

Одним словом, делает вывод Санчес, новый пар рождает новый воздух.

«Сим образом производимый пар не расслабляет твердых частей тела, как пар древних римских и нынешних турецких бань: ибо сей пар в Российских банях, будучи составлен стихийными частицами огня и воздуха и возобновляем по произволению, мягчит и не расслабляет его; он расширяет орудия вдыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в коем оне были прежде».

Много с тех пор, как говорится, утекло воды, но слова Антонио Нуньеса Риберо Санчеса и сейчас воспринимаются с живейшим интересом. Ведь во всех методических пособиях по физиотерапии русская баня рассматривается как классический метод теплолечения. Миллионы людей черпают в этом самобытном и чрезвычайно простом средстве бодрость, здоровье, закалку.

 

ФИНСКАЯ БАНЯ

Финская сауна – сестра русской бани. Еще в древние времена баня почиталась у финнов священным местом. Сюда приносили больных на поправку. У финнов есть легенда, как родилась сауна. Капли дождя, просочившиеся сквозь протекающую крышу, попали на горячие камни домашнего очага. В дом вихрем устремился горячий пар. Люди ощутили этот ласковый ароматный жар. Он пришелся, что называется, ко двору, и люди решили своими руками сделать то, что сумел сделать дождь.

Финны настолько верят в целебность своей бани, что говорят: сауной может пользоваться каждый, кто способен до нее дойти. Как и в русской бане, в сауне поддают воду на раскаленные камни очага. Финны называют их душой сауны. Как и в русской бане, здесь любят попариться березовым веником. И когда как следует разогреются, распарятся, то окунаются в холодное озерцо.

Если мы, к сожалению, в какой-то мере растеряли традиции настоящей деревянной русской бани (ее, по существу, вытеснил квартирный санузел с ванной и душем), финны сумели бережно сохранить и приумножить эти традиции. В Финляндии идет энергичное строительство бань. По свидетельству известного хельсинского архитектора Аарне Эрви, 80 процентов жителей Финляндии имеют свои сауны. А всего их насчитывается 750 тысяч. Финны даже экспортируют сауны. Их ломасауны, салосауны, пуросауны, эрасауны можно встретить во многих странах мира. Сауны отличаются комфортом, чрезвычайно симпатичной обстановкой. Не случайно в Финляндии сауну сравнивают с праздничным столом. Здесь все должно радовать глаз. Обычно сауны строят у живописных озер. Окна домика сделаны с таким расчетом, чтобы вечером (а банная процедура у финнов обычно проходит в конце дня) лучи заходящего солнца усилили чувство тишины и спокойствия.

- Сауна, - говорит знаменитый финский писатель Марти Ларни, - рождает доброе настроение. Не случайно мои земляки говорят: если ты хочешь в гости – прими сауну, если ты принимаешь гостя – сначала прими сауну. В сауне слезы высохнут, а плохое настроение сгорит.

Во время Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки многочисленным участникам и гостям была представлена возможность пользоваться сауной.

Это, - вспоминает многократный чемпион Советского Союза по боксу Анатолий Булаков, - было, пожалуй, самым приятным финским угощением.

Кстати сказать, выдающиеся финские спортсмены, такие как Нурми, Ритола, Лехтонен, Ярвинен, всегда были большими поклонниками сауны.

- Я не представляю, - сказал великий стайер Пааво Нурми, - чего бы я мог достичь на беговой дорожке, если бы не дружил с сауной.

Правда, финны в последние годы, стремясь модернизировать сауну, ударились в крайность. Они превратили ее в чрезмерно горячую камеру, температуру которой доходит до 120, а то и 140 градусов при явно недостаточной влажности. Финны сами почувствовали, что несколько переборщили, и усомнились в полезности таких температур. Ведь все, как известно, хорошо в меру. Теперь финны склоны к баням с более умеренным климатом.

Профессор университета в Хельсинки Харальд Тейр, много лет занимающийся изучением влияния сауны на человеческий организм, заявил, что надо строить такие бани, в которых температура не превышала бы 90 градусов, а влажность доходила до 10-15 процентов. И еще, подчеркнул Тейр, необходимо обеспечить в парной хорошую вентиляцию.

 

Материал подготовлен по книге

Алексея Галицкого «Щедрый жар»

/spantext-align: justify;mso-bidi-font-style: normal;

style=MsoNormalfont-family: Arial; color: black;font-family: Arial; color: black;/spanfont-family: Arial; color: black;

scroll back to top