ЛЯПИН ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ
Ляпин П.В. – (21.06.1918 г. в с. Писцово Комсомольского района Ивановской области – 24.11.2007 г. в г. Екатеринбурге) Начальник спортивного клуба Уральского Военного округа (СКА) с 1961 по 1966 годы (Свердловск, ВС, СКА).
Бронзовый призер чемпионата Вооруженных Сил СССР 1945 года по футболу.
Петр Васильевич в 1938 году окончил Комсомольский энергетический техникум, токарь; Военный факультет при Московском центральном институте физической культуры (1948), преподаватель физической культуры.
Участник финской войны в составе 136 гаубичного артполка Артиллерии резерва Главного командования в 1939-1940 годы, Участник Великой Отечественной войны в 1941-1943 годы. Разведчик. В составе слушателей военного факультета Московского института физкультуры при 16 армии в боях за оборону Москвы. Дважды тяжело ранен.
Служил в Камышловском пехотном училище (1943-1948), отделе физвоспитания Уральского военного округа (1948-1960), начальник спортивного клуба армии (1960-1967), подполковник.
Выступал в чемпионатах РСФСР и Вооруженных Сил за футбольную команду Окружного дома офицеров (Свердловск) с 1948 по 1950 годы.
Ветеран спорта.
Похоронен в городе Екатеринбурге на Широкореченском кладбище.
С.Н. Гущин. Книга «Друзья моих военных лет»
Трудная судьба Петра Ляпина
За тридцатилетнюю службу в рядах Советской Армии лучшими годами своей жизни Ляпин считает то время, когда судьба подарила ему возможность постоянного и очень тесного общения с маршалом Г. К. Жуковым. Георгий Константинович прекрасно понимал, что в подготовке высококвалифицированного воина далеко не последнюю роль играет его физическая подготовка. Но одно дело понимать, а другое реализовать все это. В те суровые послевоенные годы страна, мобилизовав все свои далеко не безграничные возможности, старалась ликвидировать тяжелые последствия войны, восстановить разрушенные города и села, обеспечить подъем промышленного и сельскохозяйственного производства. В столь тяжёлой политической и экономической обстановке заострять внимание на решении проблем физической культуры и спорта, казалось бы, было просто несвоевременно, хотя вряд ли кто-то стал бы оспаривать их роль и значение для здоровья молодёжи, значительная часть которой в конце концов придёт служить в армию.
Едва приступив к обязанностям командующего Уральским военным округом, Георгий Константинович пригласил к себе в кабинет всех, кто в той или иной степени был связан с армейским спортом, и поставил перед ними конкретные задачи: подготовить свои соображения по улучшению общефизической подготовки в воинских частях, разработать более совершенную структуру организации и руководства армейским спортом в округе, создать необходимые условия для сильных окружных сборных команд по различным видам спорта с привлечением в их состав ведущих спортсменов призывного возраста. Была создана небольшая рабочая группа, которую возглавил начальник отдела физподготовки округа майор Николай Карлович Алавер, а в числе её членов оказался и капитан П. В. Ляпин. И когда Алавер предложил создать в округе спортивный клуб, Жуков тут же ухватился за эту идею, велел готовить все необходимые для этого документы и дал на всё один месяц. В результате появился исторический приказ № 35 от 8 октября 1948 года о создании при Окружном доме офицеров Спортивного клуба Армии «для решения вопросов, связанных с организацией помощи войскам и подготовки окружных команд к состязаниям на первенство Вооруженных Сил СССР». Эффективность своей работы спортивный клуб доказал с первых же шагов. Число спортсменов-разрядников в округе уже в 1949 году возросло на 863, а еще через два года — на 4800 человек! Росли достижения и двух сильнейших команд округа: хоккеисты сначала завоевали кубок РСФСР, а затем стали первыми чемпионами СССР по русскому хоккею, а футболисты подарили своим почитателям Кубок РСФСР и алые ленты чемпионов России.
В Свердловске первый в стране Спортивный клуб Армии на положении «подпольного» успешно действовал до 1961 года, когда Москва наконец всё-таки ввела это нужное учреждение во всех военных округах. Кстати, когда свердловский Спортивный клуб Армии официально обрёл юридические права, его первым начальником стал Пётр Васильевич Ляпин. А вопросами улучшения спортивно-массовой работы в войсках тогда занимался первый руководитель «подпольного» спортклуба подполковник Ю. Н. Смирнов.
Вообще-то, Ляпин познакомился с маршалом Жуковым чуть раньше, чем началась работа их инициативной группы. Петру Васильевичу пришлось оборудовать спортивную комнату на даче командующего на озере Балтым. Дело в том, что с целью устранения обнаруженного у младшей дочери Георгия Константиновича искривления позвоночника врачи посоветовали ему создать небольшой спортзальчик, имеющий специальное оборудование. С того времени Ляпину приходилось много раз встречаться с командующим, которого он не просто уважал, а по-настоящему любил.
Родился Ляпин 21 июня 1918 года в селе Писцово Комсомольского района Ивановской области. Его отец был высококлассным мастером котельного цеха на местной ГРЭС; труд его был отмечен двумя престижнейшими орденами — Ленина и Трудового Красного Знамени. А мама всю жизнь хлопотала по дому, воспитывая семерых детей: четырёх сыновей и трёх дочерей! В годы войны все четыре брата ушли на фронт, но живым вернулся лишь один.
В 1934 году Пётр после окончания девяти классов поступил в Комсомольский энергетический техникум. Именно там он начал играть в футбол, разумеется, даже не предполагая, что через десять лет окажется в составе легендарной команды свердловского ОДО. После окончания техникума Ляпин в течение года работал токарем в механических мастерских ГРЭС, а в 1938 году Петра призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Закончив артиллерийскую полковую школу сержант Ляпин в должности помощника командира взвода оказался в белорусском поселке Новая Белица недалеко от Гомеля. Там выпускники получили новые 203-миллиметровые гаубицы и отправились на учения к западной границе СССР. Полосатый пограничный столб не остановил продвижение советских войск, которые углубились на территорию Польши и вскоре оказались лицом к лицу с немецкими войсками. Наши ребята готовились к худшему, однако в тот раз всё закончилось мирно. Напомним, что когда 8 сентября части вермахта ворвались в Варшаву, министр иностранных дел СССР В. М. Молотов уже на следующий день направил телеграмму: «Передаю германскому правительству мои поздравления и приветствия». Однако, когда немцы вступили в Брест и Львов, И. В. Сталин в тот же день дал указание Главному командованию Красной Армии о переходе советскими войсками государственной границы СССР и Польши, «чтобы помочь населению Западной Украины и Западной Белоруссии». Немцы вынуждены были оставить Брест и Львов, проведя перед этим совместные парады советских и немецких частей, один из которых принимал генерал Гудериан, позднее командовавший танковыми соединениями при наступлении фашистов на Москву.
22 сентября между советскими и германскими войсками была установлена демаркационная линия, и большая часть наших частей вернулась к месту своих прежних дислокаций. Гаубицы тоже с помощью гусеничных тракторов вновь погрузили на платформы, но их воинский эшелон направили не домой, в Гомель, а в Токсово под Ленинград. Солдатам сообщили, что они едут на учебные стрельбы. Ну, разве могли тогда знать эти молодые ребята, что Советский Союз готовит нападение на своего северного соседа с целью захвата Карельского перешейка. И когда 30 ноября 1939 года Красная Армия перешла в наступление, Лига Наций единогласно исключила СССР из своего состава как агрессора. 104-й полк, где служил Ляпин, участвовал в боях под финским городком Терноки, но наши войска здесь попросту застряли — никакого продвижения вперед, так как перед ними оказалась очень мощная линия обороны финнов с большим количеством прекрасно оборудованных дотов и дзотов. Гибло очень много наших солдат. В тыл уходили переполненные санитарные поезда с ранеными солдатами. Не избежал ранения и Ляпин. 28 декабря 1939 года он получил от финских снайперов, которых наши ребята прозвали «кукушками», потому что они устраивали свои засады на деревьях, сразу два ранения. И если одно из них можно было считать легким (касательное ранение мягких тканей правого плеча), то другое оказалось очень тяжёлым: сквозное ранение левой голени с повреждением берцовой и таранной костей.
В санитарном поезде его сначала привезли в Ленинград, а затем отправили в Горький. Через месяц для завершения лечения Ляпина отпустили в Иваново: в домашних условиях раны затягиваются быстрее. Однако когда через 9 месяцев после ранения он предстал перед медицинской комиссией, все ее члены были единодушны: «К службе в армии не годен, уволить в запас досрочно, дав при этом инвалидность!».
Тем не менее, когда началась Отечественная война, Ляпина уже в августе 1941 года вновь призвали в армию и направили на сборный пункт в город Арзамас. Там он попал в группу курсантов, получивших направление на Военный факультет имени Ленина Московского института физической культуры имени Сталина. Но в эти тяжёлые для нашей страны дни, когда фашистские войска стояли под Москвой, всех трудоспособных жителей столицы мобилизовали в ополчение. Вот и Ляпин, как курсант, хотя он ещё и не проучился ни одного дня, оказался под Волоколамском и несколько месяцев участвовал в боях. Правда, с перерывом, так как его вновь ранило в ту же злополучную левую ногу. К счастью, на этот раз ранение оказалось довольно легким, и в конце 1941 года, когда немцев отогнали от Москвы, курсантов вернули в столицу, и они, наконец, приступили к учёбе. В годы войны подготовка велась ускоренными темпами, так что уже в октябре 1942 года его учёба завершилась, и Ляпин получил назначение в Камышловское пехотное училище в качестве начальника физподготовки. В нём он служил до 1948 года, пока училище не расформировали. Когда из Москвы уже пришёл приказ о расформировании, в Свердловск прибыл маршал Жуков. В апреле 1948 года, совершая инспекционные поездки по округу, он прибыл в Камышлов. Ознакомившись с материальной базой училища, учебными полигонами, стрельбищами, маршал с горечью заметил: «Жаль, нельзя отменить приказ министра. Училище очень хорошее. Если бы чуть раньше, я бы не дал его расформировать».
А затем, обращаясь к офицерам, твердо заявил: «Для тех, кто хочет служить в Уральском военном округе, обязательно найдём место».
Ляпину не пришлось тогда воспользоваться предложением Жукова впрямую, так как он вскоре получил назначение в отдел физподготовки округа, куда его «перетянул» бывший его непосредственный начальник в училище Алавер, ставший начальником физподготовки УрВО. А потом двадцать лет безупречной службы на благо Армии и родного Уральского военного округа. Сейчас полковник в отставке Пётр Васильевич Ляпин, схоронив жену, живёт один в двухкомнатной квартире на пятом этаже и из-за больных, израненных ног на улицу практически не выходит. Дочь старается не оставлять его без внимания, но постоянно быть рядом с отцом она просто не может. Ляпин много раз обращался в различные инстанции с просьбой помочь ему поменять квартиру, пусть и на меньшую площадь, но не выше второго этажа. К сожалению, даже в канун славного юбилея никто так и не помог заслуженному офицеру.
