САФОНОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

 

SafonovAVСафонов А.В. – (13.09.1955 г. в г. Верхняя Тура Свердловской области) Учитель физкультуры, тренер-преподаватель по легкой атлетике (Кушва, Гособразование - Лесной, ФиС, СДЮСШОР «Факел» - Гособразование)

Александр Васильевич окончил Челябинский государственный институт физической культуры.

 

Книга «Лесной – город спортивный» Табатчиков В.Ф. 2001 г.

Преподавателю физического воспитания школы № 76 Сафонову Александру Васильеви­чу я задал вопрос из ряда «вечных»: в чем суть профес­сии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа?

Немного подумав, Александр Васильевич сказал: «Сейчас, когда за плечами более 20 лет педагоги­ческого стажа, я ответил бы на него так: ни с чем не сравнимое удовлетворение быть у колыбели личности ученика, возможность видеть невидимое для многих — процесс взросления, становления человека».

Да, учитель не только причастен к тайному тайных, но ведь от него во многом зависит и направление, сам характер этого самого слож­ного и ответственного процесса. Учителя наших школ в постоянном поиске, стремлении выполнять свои обязанности так, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и юности стали для каждого ученика точкой опоры на всю последую­щую жизнь. Это, прежде всего, воспитание чувства достоинства, которое растет, крепнет в постоян­ной, упорной школьной работе учителя и учеников. Учитель по­стоянно, но не навязчиво воспиты­вает у ребят любовь и привычку к систематическому, напряженному труду, а труд, в свою очередь, развивает каждого из них как человека, как личность.

Я расскажу о замечательном человеке, талантливом педагоге Сафонове, расскажу об истоках его трудолюбия, о его привязанности к школе, к труду учителя. Родился он 13 сентября 1955 года в г. В.Туре в семье рабочего. После окончания средней школы работал на машиностроительном заводе сборщиком тары. За семь месяцев работы в цехе показал себя дисциплинированным, толко­вым рабочим. В большей степени поэтому и был рекомендован военным комиссариатом для прохождения службы в ракетных войсках.

С ноября 1973 года Сафонов курсант, а с мая 1974 года радио­механик, командир отделения в ракетных войсках стратегического назначения под Москвой. За время службы стал классным радиомехаником, специалистом 1 класса.

После увольнения в запас с декабря 1975 года до августа 1978 года работал на машинострои­тельном заводе токарем-автоматчиком. Много и успешно занимал­ся спортом,особенно легкой атлетикой. С 1 сентября 1978 года Сафонов студент Челябинского государственного института физ­культуры.

А с 1 сентября 1979 года он от­крыл счет своего педагогическoго стажа — был назначен учителем физкультуры и трудового обучения школы № 15 города Кушвы. Уже через год команда школы №15 стала чемпионом самых пре­стижных соревнований среди всех школ Кушвинскогорайона - комби­нированной эстафеты. Двадцать учениковмолодого учителя Сафоно­вавпервые за 35летсуществования школы стали победителями, а до этого не были даже в призерах. Рассказывает жена Сафонова — Людмила Анатольевна: «Он мог целыми днями заниматься с ребятами. Когда его ученики выиграли эстафету, то их радости не было предела, а их учитель был рад не меньше их». В связи с переездом в наш город, в октябре 1980 года Сафонов выступает в новой должности тренера-преподавателя по легкой атлетике ДЮСШ спортклуба «Фа­кел». Много, очень много хорошего он перенял у опытных педагогов: директора школы Кандаурова Николая Степановича и завуча Шмелева Юрия Мстиславовича. Отличную школу прошел он у директора ДЮСШ гороно Демчен­ко Людмилы Михайловны. С первого сентября 1988 года Александра Васильевича по его личной просьбе переводят в шко­лу № 75. Вот где в полную силу раскрылся его талант учителя! Если бы мне задали вопрос, что я больше всего ценю в учителе, я бы ответил: энтузиазм, увлеченность своим предметом. Александр Васильевич учит ребят добротой и искренностью. В зло не верит и учит их замечать как можно больше хорошего вокруг. Он знает каждого из своих учени­ков, он верит каждому. А результаты работы учителя физкультуры стали говорить сами за себя. Успеваемость по физкуль­туре вышла на высокий уровень — 4 и 5 баллов, а в некоторых клас­сах качественный показатель достиг уровня 95 % и 100 %. Сафонов вместе с другими учите­лями школ организует и проводит тренировки легкоатлетов коллек­тива физкультуры «Учитель» Уп­равления образования. 9 мая 1989 года, участвуя в традиционной легкоатлетической эстафете, в забеге сильнейших команд города «Учитель» впервые вошел в тройку лидеров, уступив лишь «Авангарду» и «Восходу». Личный вклад Сафо­нова в этот успех — уверенная победа на первом, самом трудном этапе эстафеты. 1993 год — команда «Учитель» — бронзовый призер, а 1994 год стал для «Учи­теля» и его тренера триумфаль­ным. Команда завоевала главный приз, оставив позади все сильней­шие коллективы комбината и города. В дальнейшем легкоатле­ты «Учителя» всегда входили в лидирующую пятерку. В эти годы школьные команды 8-11 классов в эстафете трижды были первыми, четыре раза вторы­ми. Лидером среди школьников стал Ян Сафонов, который, как и отец, постоянно побеждал на первом этапе.

А вот аттестация учителя Сафоно­ва, выданная директором школы Дряхленковым Владимиром Алек­сеевичем: «...Грамотный, знающий свой предмет специалист. Высо­кий уровень ведения уроков. Четкая организация и порядок на уроке. Уроки отличаются четкос­тью, продуманностью цели и зада­чи урока. Разнообразна методика ведения уроков. Богатый набор приемов и методов, используемых учителем, позволяет включать всех учащихся в активную двигатель­ную деятельность. Со школьниками сложились доб­рые отношения, сочетающиеся с требовательностью и разумной строгостью. Ученики ценят учите­ля за доброжелательное к ним отношение, за увлеченность спортом. Много времени уделяет вовлечению школьников в занятия спортом».

С 1 сентября 1995 года Сафонов преподает в новой 76-й школе.

В его активе превеликое множе­ство методических приемов, но он по-прежнему продолжает отраба­тывать все новые и новые учебно-тренировочные приемы и их эле­менты. В работе ему очень помогает и то, что директор школы Тетерина Людмила Ивановна глубоко чувствует значимость предмета «физическая культура». Ведь от директора в большей степени зависит и отношение к проблемам физкультуры всего педагогического коллектива, а это ох как много значит. Кстати, выпускники школы Сорочихина Яна и Русина Мария продол­жают дело своего учителя: после окончания техникума физкультуры работают по своей специальности. Бывшие ученики Сафонова — Селихов Семен (4 курс), Корепа нов Дмитрий (3 курс), Шестаков Евгений (2 курс) — учатся в Акаде­мии физической культуры и спорта и готовятся стать учителя­ми физкультуры. Александр Васильевич хороший легкоатлет, его имя как восьмикратного(!) победителя первого этапа традиционной легкоатлетической эстафеты вошло в историю эстафет.

«Учительский хлеб, — рассказы­вает Александр Васильевич, — я впервые попробовал двадцати трех лет. Спроси меня тогда: уверен ли ты, Александр, не ошибся ли в выборе? — не ответил бы с полной гарантией — это точно. Интересно было? Да. Престижно? Не без этого. Окончательно я понял, что не могу без школы, намного поз­же, когда осознал — я в своем деле профессионал — и могу гордиться этим». Да, он профессионал высшей категории. В этом я убеждался не раз. Он не только может методи­чески правильно объяснить то или иное упражнение — он может сам все показать ученикам, это я счи­таю главным в обучении. Александр Васильевич рассказы­вает: «Я давно уже понял, что профессия — учитель, педагог — призвание особое. Профессия эта уникальная. Но я скажу и о боль­шой ответственности, и прежде всего перед самим собой, за выбор, тобой же сделанный. Необ­ходимо постоянно много работать, необходимо всегда помнить, что ты — учитель и никто другой». Людмила Ивановна четко опреде­лила: «Практика подсказывает, что авторитет предмета, прежде всего, зависит от авторитета самого учителя. Главное в системе физи­ческого воспитания школьников — урок. Мерилом высоких качестви организации труда учителя физ­культуры может стать только здо­ровье и физическое развитие всех учеников».

В августе этого года Сафонов был награжден Почетной грамотой мэра города Лесного, в которой записа­но: «За добросовестный творче­ский труд и личный вклад в разви­тие образования», — предельно кратко и выразительно. После очередного прихода к Сафо­новым, в разговоре со мной Алек­сандр Васильевич сказал: «Я по-настоящему счастливый человек. И вот почему: мне каждое утро хочется идти на работу...»

 

Награжден нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта» (2002)

 

scroll back to top