ЯМЦОВ АЛЕКСАНДР М
Ямцов А.М. - (14.06.1964 г. в г. Мурманске) Мастер спорта России международного класса по хоккею с мячом (Свердловск, СКА - Екатеринбург, ВС, СКА).
Серебряный призер чемпионата Мира 1995 года.
Серебряный призер первенства Мира среди юношей 1981 года.
Финалист розыгрыша Кубка европейских чемпионов 1994 года
Бронзовый призер чемпионата СССР 1990 года.
Серебряный призер чемпионата СНГ 1992 года.
Чемпион России 1994 года.
Бронзовый призер международного турнира на призы Правительства России (газеты «Советская Россия») в 1990, 1992, 1994 годы
Финалист Кубка России 1995 года.
Звание «Мастер спорта СССР» присвоено в 1988 году.
Звание «Мастер спорта России международного класса» присвоено в 1994 году.
Александр воспитанник ДЮСШ (Мурманск). Амплуа – нападающий. В чемпионатах страны в составе СКА (Свердловск - Екатеринбург) провел 233 матча, забил 255 мячей. За СКА отыграл девять сезонов с 1987 по 1995 годы. Выступал также за «Кировец» (Уфа), «Стабек» (Норвегия).
Три раза входил в список «22 лучших игрока сезона» в 1992, 1994, 1995 годы. Обладатель приза «В атаку!» 1994 года.
За сборную страны выступал пять лет с 1990-1992 и 1994-1995 годы.
После окончания спортивной карьеры перешел на тренерско-преподавательскую карьеру. Живет в Норвегии, работает главным тренером команды «Стабек».
Сказ про СКА (Свердловск) (История клуба, 2011)
Последние лет тридцать в хоккее с мячом, в отличие от других видов спорта, игроков команд первой лиги практически не приглашают в высшую. Класс клубов элиты и всех остальных совершенно не сравним, и считается, что достичь приемлемого для высшей лиги уровня мастерства, выступая в первой лиге, столь же вероятно, как выпускнику детского сада поступить в институт.
Уже по одной этой причине появившийся в СКА летом 1986-го Александр Ямцов привлек к себе внимание болельщиков. Ведь прежде он пять лет выступал в уфимском «Кировце» - середнячке одной из зон первой лиги. Начинал Саша в родном Мурманске, попал в юношескую сборную СССР и стал серебряным призером чемпионата мира среди юниоров 1981 года. А потом перед ним, как, к слову, спустя несколько лет и перед его земляками Николаем Яровичем и Константином Залетаевым, встал вопрос что делать дальше - ведь собственной команды мастеров в Мурманске не было. Неплохо учившийся в школе, Ямцов решил попытаться совместить два занятия: учебу в серьезном вузе и игру в хоккей, пусть даже на уровне первой лиги. И летом того же 1981-го успешно сдал экзамены в Уфимский авиационный институт.
Следующие пять лет Ямцов вполне мог служить живым воплощением популярного советского лозунга «Спорт и труд рядом идут». Он без каких-либо задолженностей, точно в срок переходил в техническом вузе с одного курса на другой, ежегодно становясь при этом лучшим бомбардиром «Кировца». На самом же деле...
- Если говорить о хоккее, конечно же, я много упустил в эти важнейшие для становления годы, - рассказывал потом Александр. - Из-за учебы я не всегда ездил с командой на выездные матчи, да и дома-то в основном только играл, зачастую пропуская тренировки.
Одновременно с дипломом авиационного инженера Ямцов получил звание лейтенанта запаса (в вузе была военная кафедра), и тут же был призван в армию, чему поспособствовали селекционеры свердловского СКА. И спустя уже несколько месяцев он дебютировал в команде в матчах розыгрыша Кубка СССР в Алма-Ате.
Внешне Ямцов весьма напоминал молодого киноактера Андрея Соколова, спустя два года прославившегося исполнением одной из главных ролей в нашумевшем фильме «Маленькая Вера». Да и по манере держаться Саша существенно отличался от многих своих сверстников из футбольных и хоккейных команд тех лет. Мягкий и спокойный характер, негромкий голос, отсутствие в разговоре спортивного сленга... Отличался наблюдательностью и образностью речи. Помню, как он описывал один из голов, несправедливо засчитанный арбитрами: «Представляешь, перед ударом нападающий упустил мяч за линию ворот, подхватил его вновь и выкатился оттуда с ним обратно. В общем, можно сказать, забил по-бобровски!». В дальнейшем я просил Сашу давать в окружную газету «Красный боец», где тогда работал, отчеты о выездных играх армейцев. Публиковался он под псевдонимом «А. Михайлов» и при случае не упускал возможности сам себя покритиковать, фразой типа «армейцы могли выйти вперед еще до перерыва, но Ямцов дважды непростительно промахивался из выгодных ситуаций». Бесценным корреспондентом Ямцова делала и уникальная способность воссоздать ход матча, в котором он сам участвовал, и закончившегося со счетом типа 11:4. Саша последовательно называл авторов всех голов у обеих команд и примерно - минуты, на которых мячи были забиты.
Но до литературной деятельности тогда, летом 1986-го, было далеко. На играх в Алма-Ате Ямцову требовалось ещё завоевать себе место в составе СКА, а с конкуренцией подобного рода ранее - и в юношеской команде Мурманска, и в уфимском «Кировце» - сталкиваться ему не приходилось. Был и еще один нюанс: тогда в СКА не было, скажем, игроков сборной, но по общему количеству мастеров добротного класса, имевшемуся благодаря регулярному призыву в армию представителей других городов, свердловская команда превосходила едва ли не всех остальных. И место на скамейке запасных Александр зачастую занимал не потому, что подустал, а потому, что тренеры считали: вышедший на замену хоккеист сможет сыграть сильнее.
Постепенно Ямцов освоился и в высшей лиге. Отличная техника вкупе с неудобной для соперников манерой держать клюшку в левой руке позволяли ему преодолевать самую насыщенную оборону соперников. Знал Александр толк в комбинационной игре: он и сам умел остро открываться, и всегда вовремя снабжал мячом уходившего в прорыв партнера.
- Поначалу мы не особо понимали друг друга, - вспоминал один из лучших форвардов СКА тех лет Леонид Жаров. - Но затем все наладилось, я получал истинное удовольствие от игры с Саней.
Зимой 1990-го, когда Ямцову шел уже 26-й год, он получил приглашение в сборную и дебютировал в ней в традиционном турнире на призы газеты «Советская Россия» в Новосибирске.
- Саша - несомненно способный хоккеист, но сборная не то место, где нужно скромничать, - говорил после турнира главный тренер команды Евгений Манкос. - Хочется, чтобы он больше проявлял инициативы, чаще брал игру на себя.
Некоторая робость, впрочем, выглядела вполне естественной для дебюта. Но ситуация не изменилась и в дальнейшем. Спустя несколько лет после кубковых игр в Алма-Ате Ямцову вновь требовалось выдержать жесточайшую конкуренцию за место в составе, и если испытания в СКА он выдержал, то в сборной... Он ещё дважды играл за нее на международных турнирах, в 1992-м в Красноярске и 1994-м в Красногорске, но на чемпионаты мира 1991 и 1993 Ямцова не брали.
Ближе к середине 90-х Александр заслуженно считался сильнейшим форвардом из выступавших в чемпионате России. Подобное уточнение вовсе неслучайно - ведь практически все лучшие хоккеисты страны уехали к тому времени за рубеж. Количество сильных игроков в стране уменьшилось, зато количество команд возросло с 14-16 в советские времена до 22-24-х. И в отдельных матчах Ямцов смотрелся на льду просто инопланетянином, его результативность резко возросла. Скажем 27 декабря 1991-го в Хабаровске он установил рекорд результативности для выездных матчей нашего СКА, забив шесть мячей в ворота хозяев. 30 ноября 1993 года Ямцов едва не повторил рекорд Александра Сивкова - десять мячей в одном матче. К перерыву игры с «Востоком» из Арсеньева он записал на свой счёт семь голов, на седьмой минуте второго тайма - ещё один. Но оставшееся время Ямцов забил лишь раз и ограничился «всего» девятью мячами. Зато клубный рекорд результативности Сивкова за один сезон (60 мячей в 1978 году) он всё-таки превзошёл - 65 мячей в 1994-м.
На чемпионат мира Ямцов однажды все-таки попал, в 1995-м, когда команду возглавил клубный тренер СКА Валерий Эйхвальд. На турнире, впервые проводившемся в США, наши в очередной раз сошлись в ожесточенном споре за золото со шведами. Россияне выиграли матч группового турнира, но скандинавы взяли реванш в финале. Обе команды действовали быстро и напористо, по-спортивному зло. На позиции центрального полузащитника или нападающего Ямцову приходилось конкурировать с Валерием Грачевым и Николаем Яровичем, Константином Залетаевым и совсем ещё молодыми, но безумно способными Михаилом Свешниковым и Сергеем Обуховым. И сравнение в споре с ними оказалось не в пользу армейца из Екатеринбурга. Вопрос, выразил ли себя Ямцов в большом хоккее полностью, мог ли он, достигнувший очень многого, достичь ещё большего, думаю, можно считать дискуссионным. Как и предположения о том, чего же ему все-таки не хватило в соперничестве с «самыми-самыми» - бойцовских качеств, характера или таланта?
Летом 1995-го Александр, как и многие другие российские спортсмены, уехал за рубеж. Было вполне очевидно, что переход в норвежский «Стабек» поставил крест на его хоккейном будущем. Но с чисто человеческой точки зрения понять Ямцова несложно: в 31 год он выбрал вариант, обеспечивавший ему и его семье спокойную и достойную жизнь в высокоразвитой европейской стране.
Два года спустя я разговорился с бывшей красноярской хоккеисткой Викторией Колосовой, вышедшей замуж за норвежца и проживавшей в этой стране.
- У Саши все хорошо, - рассказывала она. - В «Стабеке», да и в норвежском хоккее вообще, он, несомненно, лучший, его очень ценят. Думаю, у Ямцова очень хорошее и неспортивное будущее, он очень быстро освоил норвежский язык. Причем, знаете, многие стремятся просто создать определенный словарный запас, чтобы не иметь трудностей в повседневном общении. Саша, как отмечали, сами норвежцы, с первых дней стремился научиться говорить правильно, уделяя внимание произношению и всем тонкостям грамматики...
Спустя почти десять лет мы встретились с Ямцовым на чемпионате мира в Казани. Как в старые добрые времена, выкурили по сигарете - в целом трепетно относившийся к спортивному режиму Саша позволял себе подымить и в пору выступлений в СКА. Он прекрасно выглядел, рассказал, что работает руководителем отдела в одной из норвежских фирм, в свои сорок с небольшим продолжает играть в дубле «Стабека» на позиции последнего защитника, а в качестве тренера пробовал свои силы в работе с женской командой клуба.
Алексей КУРОШ
