1930Sverdl-moskvaVelo

 

«На Смену!»,  04-14 июля 1930 года

«ПО УРАЛЬСКИМ УХАБАМ»

Машины взброшены на плечи. Четыре столяра главных железнодорожных мастерских (быв. «Монетка») – Сергеев, Чуркаев, Медведев и Юферов, под руководством опытного велосипедиста тов. Штроля, с боем берут первый этап почти двухтысячекилометровой эстафеты Свердловск – Москва.

Полчаса назад в Свердловске на площади Парижской коммуны, что перед театром Луначарского, гремел оркестр, сыпались напутственные слова – в новенькую сумку были вложены 34 рапорта уральских предприятий, совхозов и колхозов XVI всесоюзному съезду большевиков о победах и поражениях на промышленном и посевном фронтах.

Наступающий вечер тащил за собой и легкий мороз, от этого многие участники областной и всесоюзной эстафет искали различные пути согревания. А сейчас дождь и вместе с тем жара. Дорога размыта, колесницы полны воды. Тракт ремонтируется, проезд загорожен, приходится объезжать лесом. Темно…

Опаздываем на час с четвертью, эстафета прибывает в Перво-Уральский завод. Ночевка…

 

Не говоря о проселочных дорогах, такие тракты как Московский, в допотопные века, связывающей «Россею-матушку» с далекой каторжной Сибирью, совершенно разбит. На автомобиле местами проехать почти невозможно. Наш выносливый «Форд» еле преодолевает трудности. При подъемах в гору по грязи колеса «буксуют», машина стоит на месте. Приходится вытаскивать из кабинки и подталкивает ее сзади. Будь это «Паккард», «Австро-Даймлер» пришлось где-нибудь засесть. Помощник шофера Ильюша Маврин волнуется.

Неужели такая дорога до самой Перми.

 

- Бывает хуже, бывает и лучше, - хладнокровно говорит водитель машины Володя Сахаров…

Команду перво-уральских велосипедистов нужно догнать. Часа четыре спустя после их перехода через Караульную гору, мы выезжаем вдогонку. За Билимбаем первое «происшествие» - камера проколота гвоздем. После часовой остановки первоуральцев не догнать. Они должны быть уже в Бисерти.

 

1930Sverdl-moskvaVelo1

 

Обогнав бисертцев в Ачите мы наказываем работникам райкома комсомола, чтобы они обеспечили своевременную передачу эстафеты. Команда велосипедистов уже готова.

Начинается прорыв во времени. Первоуральцы почти своевременно передали эстафету Бисерти, бисертцы начинают углублять прорыв…

Массовая работа вокруг эстафеты в районах прохождения маршрута не развернута. Повсюду приходится разяснять цель и задачи эстафеты.

Ночевку решено сделать в Суксунском заводе. Быстро приходим несколько мелких деревушек, спускается вечер. За деревней Шахаровой начинается большой подъем в гору – тракт размыт, навалены кучи камня для ремонта. Лампочки у машины перегорели, мы идем «наощупь».

Восемь километров по грязи, по дряхлым мостикам, в темноте едем около 2-х часов. Около полуночи въезжаем в Суксун. Райком не впример предыдущим мобилизовал комсомольцев на встречу эстафеты. Услышав гудок машины ребята шумной оравой налетают на машину.

В десять вечера эстафета должная быть здесь. Но… - прорыв. Она будет лишь утром. С секретарем райкома Куляпиным собираем комсомольцев и проводим беседу об эстафете. Многие решают ждать утра, ждать вестников социалистических побед.

П. Чикаш

Завод Суксун, Пермский окр.

 

*

*   *

В 12-ом часу ночи бисертские велосипедисты с рапортами XVI партсъезду прибыли в село Ачит.

Улицы пустынны. Обещания остались обещаниями. Ачитские комсомольцы не организовали встречи эстафеты. Прибывшие велосипедисты бродили всю ночь по огромному селу в поисках райисполкома или райкома. Нужно было быстрей передать сумку с рапортами. Искали команду велосипедистов, заброшенную сюда из Свердловска для доставки эстафеты из Ачита в Суксун.

В пятом часу утра из дома колхозника вышли 3 человека с велосипедами. Это были эстафетчики. Они спали.

- Зашли отдохнуть и заснули, - оправдывались потом свердловцы. Передача сумки и эстафеты с прорывом на 7 часов идет на Суксун.

 

*

*   *

Суксун живет напряженно. Около райкома комсомола с раннего утра толпится молодежь ожидая эстафету. Прибывшие кунгурские велосипедисты проводят тренировку.

В двенадцать часов дня вместо пяти утра эстафета стартует на Кунгур. Кунгуряки – ребята напористые «нажимают» так, что порой обгоняют наш «Форд».

Едва ли найдешь на Урале так плохо благоустроенный город. Мощеных улиц – раз два и обчелся. Помощник водителя машины Ильюша Маврин уже выдвигал проект объезда Кунгура проселочными дорогами.

Колеса авто «влипают» в глубокие колеи. Управлять рулем совершенно невозможно и бесполезно. При встрече с крестьянскими подводами происходили недоразумения. Испуганные лошади кидаются в сторону, перевертывая телеги и с «передками» убегали вперед. Нам вслед летели крепкие чисто «русские» словечки мужиков.

 

*

*   *

Измеритель скорости показывает 70 километров. Это на шоссе Кунгур-Пермь. Быстро летит машина. В Бершетских красноармейских лагерях команда велосипедистов собирается не по-военному: неповоротливо.

Эстафета шла с опозданием. Несмотря на принимаемые меры, прорыв во времени колебался от 6 до 7 часов. Казалось, что работники физкультуры в Перми должны были дежурить с минуты на минуту, ожидая прибытия эстафеты. Но не так было на самом деле.

Больше часу искали инспектора окрсовета физкультуры Певунова, чтобы хотя маломальски встретить эстафету, не заставляя бродить ночью велосипедистов в поисках людей, кому можно было бы передать сумку с рапортами.

Окрштаба не было. Работал один Певунов, и, конечно, общественное мнение вокруг эстафеты создано не было. Все намеченные мероприятия были сорваны. Пермская газета «Звезда» прохлопала эстафету, ограничившись за время подготовки и прохождения эстафеты помещением заметки в 12-15 строк.

Инспектор ОкрСФК Певунов смотрел сквозь пальцы на все прорывы, меры к их предотвращению своевременно приняты не были.

Областной штаб должен обсудить вопрос о прорывах в Перми.

 

*

*   *

Несмотря на то, что инструкция проведения эстафеты указывает, что для ликвидации прорыва эстафета должна идти круглые сутки, пермяки во главе с Певуновым решают ждать утра. В третьем часу стартуем на Оханок. Здесь эстафета идет камскими берегами.

Сарапульцы почти лучше всех округов подготовились к проведению эстафеты. Были мобилизованы все силы. Дождь преследовал повсюду, затрудняя проезд на велосипедах. Тогда сумку с рапортами брал верховой и на лошади скакал до следующего сменного пункта.

Сумка пополняется все новыми и новыми рапортами…

Между Воткинском и Ижевском в небольшой деревушке Забегалово с суточным прорывом эстафету принимает Вотская область. Дорога размыта. Вотская область – первый этап решает вести на автомобиле.

Рокочет мотор машины, слегка вздрагивает кузов. Через пару минут стартуем на Ижевск – столицу Вотской области.

П. Чикаш

Дер. Забегалово, Вотобласть

 

*

*   *

Раннее утро. Ижевск еще спит. Стартер взмахивает флажком. Еще пуще взорвались моторы, капитан команды тов. Синявин, первым срывается с места, за ним второй, третий мотоциклист. На отдельном автомобиле эстафету сопровождают представители Ижевского облштаба.

Плохая погода решила сопровождать эстафету. Идет дождь. Мотоциклистам абсолютно невозможно управлять машиной: залепляет глаза, забрызгивает грязью, дороги не видно. Ижевцам до Казани ехать не пришлось. В городе Мамадаше, красиво расположившегося на берегу многоводной реки Волги утром 25 июля эстафету встречает мотоотряд Татарского Автодора. Небольшая встреча, рукопожатия, передача сумки и в 9 часов 45 минут утра эстафета стартует на Казань.

Татары очень любят собак. При проезде через татарские деревни стаи собак встречают и провожают нас, при этом нередко попадая под машину. Когда собака попадает под машину, это еще ничего, но когда со всего маху эти псы налетают на велосипедиста, положение несколько изменяется. Мне вспоминается татарская деревня Коянова (под Пермью), где на велосипедистов, несущих эстафету, из каждой подворотни выскакивали 1-2 собаки, прегрождали путь ребятам и хватали их за ноги. Передвижение по Кояновой на велосипеде было невозможно. Ребята раза два «сковыривались» с велосипеда и в конце концов решили остальную часть деревни пройти пешком, отбивались от наподдающих собак.

 

*

*   *

Три тысячи рабочих Бондюжского завода вышли встречать эстафету с оркестром, знаменем и плакатами. Но эстафета запаздывает и в Бондюг прибывает в одиннадцатом часу ночи.

Казань торжественно встречает эстафету. Встреча превращается в небольшой праздник на местном стадионе «Динамо». Короткие приветствия. Эстафета на мотоциклах движется в Чебоксары – в столицу Чувашской республики.

 

1930Sverdl-moskvaVelo2

 

*

*   *

Чебоксары только что отпраздновали первое десятилетие Чувашской Республики. К десятилетию было приурочено открытие глиссерной линий Новгород-Чебоксары.

На прибывших глиссерах и решает отправить эстафету Чувашреспублика. Это даст возможность ликвидировать прорыв во времени.

После трехчасовой стоянки, 27 июня в 15 часов 05 минут эстафета на глиссере Цаги идет на Нижний Новгород. Сильный встречный ветер усиливается, нос глиссера высоко взлетает над волжскими волнами. Лампочки не горят, идем в темноте.

Около Васильсурска были на краю катастрофы. На быстром ходу водитель глиссера, бывший летчик, заметил песок. Эта была мель. Ходу не больше секунды.

Повернуть глиссер круто – значит опрокинуться. Миг и… водитель дает полный газ…

П. Чикаш

Дер. Забегалово, Вотобласть

 

На финиш!

*

*   *

Глиссер с молниеносной быстротой проскакивает  через песчаную отмель. Сразу, как-то легче стало…

В Васильсурске обнаруживает течь радиатора. Около часу уходит на починку дыры. Небольшая поправка и равно в 8 часов утра 28 июля глиссер двигается на Нижний Новгород.

В небольшом городке Лысково больше часу тратим на поиски представителя совета физкультуры. Но поиски ни к чему не приводят. Водитель заводит мотор. Дальше…

В Нижнем эстафету встречает лишь один  председатель крайштаба эстафеты тов. Удрис. На берегу Волги, около глиссеровой станции Удрин пытается получить у прибывшего комсомольца сумку с рапортами. Но доставший сумку, чувствуя большую ответственность, расценивая сумку  дороже денег просит у Удрис документы. У того их нет. И комсомолец не передает сумку. Так приходим в райотдел Автодора, там Удрис, предъявив свои документы получает сумку.

В Нижний-Новгород эстафета прибыла на 2 суток раньше срока. Мотоциклисты и глиссер ликвидировали прорыв во времени.

- Перестарались, товарищи, - смеясь говорит нам в крайсовете физкультуры.

 

1930veloTagil

 

*

*   *

Плывут тесные тучи. Вот-вот хлестнет дождь. После двухсуточной задержки, дождавшись установленного срока эстафета отправляется в Москву. Только скрылись велосипедисты за углом Советской площади, как полил дождь. Под дождем шли половину этапа.

Поздним вечером нас горячо встречают красноармейцы гороховенцких лагерей. Здесь ночевка. Ранним утром покидаем лагеря.

Шоссе от Нижнего Новгорода, несмотря на дожди, сностное: можно развивать скорость.

Миновали захолустный городишко Вязники, вдали десятки церквей и соборов, маячит Владимир. (Недаром владимирцев прозвали «богомазами»!). В дореволюционные годы многие занимались художествами. Молевали богов и украшали свои церкви. И эти украшения висят до сих пор.

На центральной площади Владимира в сквере, поставлен исковерканный до неузноваемости памятник В.И. Ленину. Эстафетчики немало рассмеялись над владимирскими головотяпами, разрешившими установку такого памятника…

 

*

*   *

Дождь продолжает сопровождать вплоть до самой Москвы.

В день финиша, в начале десятого часа утра эстафета стартует из Богородска. Плохая погода срывает торжественные проводы. Все же много публики неорганизованным порядком пришло на проводы эстафеты. Стартует свыше 30 велосипедистов. Чем ближе Москва тем хуже дорога, большим движением разбито шоссе. Но хорошо чувствуют себя велосипедисты. Сегодня завершается трудный путь – один из самых труднейших маршрутов во всем Союзе.

В 30 километрах от москвы эстафету принимают велосипедисты командированные сюда из Урала, Вотобласти, Татреспублики, Нижегородского края, организовав сборную команду.

Начинаются предместья Москвы.

Пошло асфальтированное шоссе. Быстрей передвигаются ноги. У заставы встречают представители Высшего Совета Физкультуры. Приветствуют… и эстафетчики едут по улицам центра Советского Союза. Затем стадион «Динамо» - финиш.

 

*

*   *

Позади труднейший путь под дождем, в грязь, по бездорожью. Советские физкультурники держали экзамен и его выдержали блестяще.

Свыше 10 000 рапортов о наших социалистических победах доставлены в Москву со всего Союза. По Уральскому маршруту собрано больше всего. В разбухшей сумке находится около 150 рапортов. Их принимает Всесоюзный Совет Физкультуры (ВСФК). Организуется делегация для приветствия XVI партсъезда. Собранные рапорта передаются Музею Революции.

Эстафета трудовых достижений вместе с великими и малыми делами будет вписана в книгу нашей истории.

П. Чикаш

Москва

 

scroll back to top