ЗАВЬЯЛОВ ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ

 

SavjyalovGFЗавьялов Г.Ф. - (1938 г.р.) Почетный мастер спорта СССР по мотоспорту  (Лесной, ФиС, СК «Факел»).

Чемпион Советского Союза 1967 года

Звание «Мастер спорта СССР» по мотоспорту присвоено в 1960 году

Звание «Почетный мастер спорта СССР» по мотоспорту присвоено в 1965 году

Геннадий Федорович тренировался под руководством В.Г. Кузнецова

 

Книга «Лесной – город спортивный» Табатчиков В.Ф. 2001 г.

Геннадия Завьялова я узнал еще в 1958 году, когда он работал шли­фовщиком в цехе № 30 и каждый день уходил на стадион «Строитель» на трени­ровку. В дальнейшем я чаще встречался с ним то на трениров­ке, то на соревнованиях на трассе. Годы спустя понял, что к мотоцик­лам его никто за руку не приводил, мотоспорт он выбрал сам. Его привело неравнодушие к технике, желание самоутверждения. В течение всей сознательной жизни я занимаюсь спортом и твердо убежден, что успех начина­ется, прежде всего, с любви к избранному виду спорта. Завьяло­ву не раз говорили: «Что ты, Генна­дий, выбрал? На мотоцикле и голову недолго свернуть». Но кто ему это говорил? Люди, которые никогда в своей жизни на эту машину не садились. Он и отве­чать-то им не хотел. Ему довелось побывать во многих городах стра­ны и за рубежом, он видел тысячи парней, занимающихся мотоспор­том. Что это за ребята! Их сверст­ники могут только позавидовать. Это — смелые, решительные, от­важные спортсмены. Геннадий рассказывает: «Придя в секцию, я уже радовался тому, что буду находиться рядом с любимой техникой и мотоспортсменами, побываю на соревнованиях. И перед собой поставил цель: стать гонщиком. Хорошим гонщиком». Для кросса выбирают тяжелую, резко пересеченную местность.

Иногда и не поймешь, кто на ком едет: гонщик на мотоцикле или мотоцикл на гонщике. В этом болельщики не раз убеждались на наших городских соревнованиях. Поэтому гонщик должен иметь сильные ноги, сильные руки, быть крепким и здоровым. Первые в его жизни областные соревнования по мотокроссу.

… Взревев моторами, мотоциклисты устремились вперед. Геннадий легко обошел всех, выжав из машины всю ее мощность. Все шло хорошо. Колея неразбитая, мотор работает как часы. Позади одна петля, вторая. Впереди подъем, ровная дорожка, спуск, трамплин, прыжок. В момент при­земления мотоцикл стал завали­ваемся и... гонщик вылетел из седла, словно из катапульты, позже, анализируя случившееся вместе с опытным товарищем по команде Владимиром Кузнецовым, поняли одно: хочешь стать незау­рядным гонщиком — оттачивай технику вождения. Понял Геннадий, что не в одной скорости дело. Надо уметь где следует и газ сбавить, чтобы удер­жаться в седле и хорошо финиши­ровать.

После областных соревнований, когда вернулись победителями в командном зачете, он четко уяс­нил: нужны смелость плюс мас­терство, а знание тонкостей дела умножает силы и возможности спортсмена. Поэтому трениро­ваться, тренироваться и трениро­ваться, а соревноваться он готов был днем и ночью. Убедился и еще в одном: одина­ково, если не больше, чем себя, надо готовить к соревнованиям и мотоцикл. Геннадий старался увеличить его мощность и надеж­ность, перетачивал различные детали, шел на другие незамысло­ватые хитрости. Все хотел сделать мотор посильнее. Постоянно выкраивал время для дополни­тельных тренировок. Так в поисках и находках рождал­ся опыт, закалялся характер, вос­питывалась незаметно для самого себя стойкость, самостоятель­ность.

1959 год. Первые Всесоюзные соревнования Центрального Сове­та по мотокроссу в г. Днепродзер­жинске. Наши спортсмены стали чемпионами ЦС в командном зачете.

Завьялов постоянно шлифует свое мастерство гонщика, особое вни­мание уделяет посадке, технике и тактике гонок. В 1960 году он уже мастер спорта СССР. В течение последних лет он становится трижды чемпионом Свердловской области и Уральской зоны России, четырехкратным чемпионом ЦС в командном и личном зачете, в составе команды «Факел» — побе­дителем престижного мотокросса на приз И.В. Курчатова в Москве. Еще в 1966 году, Владимир Кузнецов сказал Геннадию: «Ты уже почувствовал в себе силы бороться на равных с именитыми мастерами. Пора замахнуться на титул чемпиона Союза».

И вот в октябре 1967 года чемпионат СССР по мотокроссу в Ужгоро­де. Завьялов в составе сборной Центрального Совета заявлен для участия в таких ответственных состязаниях.

Хлопот перед всякими соревнованиями много, а здесь — первенство СССР. Каждый может рассчи­тывать на лавры чемпиона. Правда, Геннадий такой задачи перед собой не ставил, хотя морально и физически отлично подготовился и техника была в наилучшем состоянии.

Трасса в Ужгороде была очень сложной. Завьялов со старта ушел третъим. Вскоре на повороте он обошел гонщика из Новосибирска, впереди остался только москвич Краснощеков. На трассе длинный подъем... Плохо ли, хорошо ли, но Геннадий, как правило, шел на обгон на трудном участке. Видно было, что ему трудно, но ведь сопернику тоже нелегко! На подъеме «достал» москвича и так красиво обошел его, что болельщики, а их было очень много по всей трассе, стали дружно скандировать: «Мо-ло-дец! Мо-ло-дец!» Во втором и третьем заездах он сразу со старта уходил вперед и его уже никто не мог догнать. Он выиграл все заезды! Он — ЧЕМПИОН Советского Союза! После двух стартов он уже стал победи­телем и в третий раз мог спокой­но, в свое удовольствие пройти трассу. Но в интересах команды ему нужно было выиграть и этот заезд, что он и превосходно выполнил.

Что выделяло Завьялова из всех прочих, что сделало его чемпио­ном, первым?... С одной стороны, человек как человек: симпатич­ный, серьезный, простой. С дос­тоинством, правда, вот что важно. Но что именно привело его к финишу первым? Мастерство? Смелость? Настойчивость? Уда­ча?... Конечно, все это и еще многое. Но и последний на фи­нише вряд ли труслив или не стремится к победе. Он тоже выделяется среди людей многи­ми выдающимися качествами. Значит, все вышеперечисленное из качеств необходимо чемпиону, но недостаточно. Есть еще что-то. А вот оно: виртуозность вла­дения мотоциклом, умение выб­рать место на трассе, точная реакция на складывающуюся на дистанции обстановку. Мало кто мог сравниться с ним в этом. «Спорт... Он занимал все больше места в моей жизни. Никогда не думал, что мотоцикл может так вскружить голову. Мне некогда было сходить в кино, я почти не смотрел телевизор. Рано утром думал только о том, где достать запчасти и детали креплений к машине. Забот, как всегда, было много, они не убавлялись», — рас­сказывал при очередной встрече Геннадий Федорович. Потом были победы в личном и командном зачете на чемпионатах России, на Всесоюзных соревнова­ниях Центрального Совета, Сверд­ловской области.

Он стал выступать уже в роли тренера. Вместе с Владимиром Григорьевичем Кузнецовым эти истинные энтузиасты мотоспорта сплотили вокруг себя сильный, дружный коллектив гонщиков. Мастера спорта СССР Алексей Пястолов, Николай Завьялов, Мурат Сабиров, Юрий Радаев, Александр Круглов и много еще верных со­ратников, что ни имя — то чемпион России или Центрального Совета, победитель престижных соревнова­ний или Уральского региона. Как тренер Геннадий Федорович был человеком строгим. Сам действующий спортсмен, он понимал, что только полная самоотдача и в работе с машиной, и на трениров­ках может привести к успеху. Он отдавал предпочтение самостоя­тельности: тренер— тренером, а спортсмен прежде всего сам должен думать о своем будущем.

У него как тренера манера обще­ния с гонщиками был твердой. Накопленный опыт и мастерство позволяли ему не сомневаться в своей правоте, а поэтому он, как правило, не советовал, а давал указания. Специалист он был отличный, и указания его сомне­нию не подлежали. Его педагоги­ческое дарование раскрывалось все шире и шире. Не каждый даже хороший спортсмен может стать хорошим тренером. Завьялов же оказался способным наставником, дело свое он знал, а главное, умел передать свой опыт другим гонщи­кам, со многими из которых высту­пал в соревнованиях. Правда, он первое время не всегда оказывал­ся настойчивым в своих решениях, но подопечные и без этого стара­лись его не подводить. Команда наших мотоспортсменов являлась базовой командой Свердловской области по мотокроссу и мотомногоборью. Зачастую наши спортсмены только своим составом защищали спортивную честь Урала на чемпионатах Рос­сии и добивались неплохих ре­зультатов.

Наша команда гонщиков 12 раз завоевывала звание чемпиона Центрального Совета, 20 раз ста­новилась сильнейшей в Свердлов­ской области и Уральской зоне, четыре раза выигрывала очень престижный приз И.В. Курчатова в Москве, была трижды сильней­шим клубом в России, всегда удачно выступала в розыгрышах Кубка СССР среди спортклубов. Воспитанники почетного мастера спорта СССР, тренера Завьялова: Алексей Пястолов — мастер спорта, чемпион России, серебряный призер шестой Спартакиады Народов РСФСР, неоднократный победитель Всесоюзных соревно­ваний Центрального Совета и Свердловской области; Николай Завьялов — мастер спорта, чемпион России, призер Спартакиады Народов РСФСР и первенства России; Мурат Сабиров — мастер спорта, бронзовый призер чемпио­ната России.

А всего федерацией подготовлено 22 мастера спорта, 10 кандидатов в мастера спорта и 46 первораз­рядников. «За всем, что я достиг в спорте, стоит мой тренер Генна­дий Федорович. Чемпиону доста­ется популярности и славы раз этак в десять больше, чем самому авторитетному тренеру. Тут уж ничего не попишешь: люди смотрят на чемпиона, как добывается победа, а не как тренер успокаива­ет нервную дрожь после только что прошедших соревнований» — сказал Алексей Пястолов.

У любого тренера основная задача, наверное, заключается в том, чтобы не только помочь своему подопечному избавиться от недостатков в выполнении тех или иных приемов, но главное — помочь ему приобре­сти нужный душевный настрой заразить верой в собственные раскрывающиеся возможности Завьялов именно такой тренер. Нельзя не сказать о той огромной роли в успехах гонщиков, которую играл начальник команды, первый наставник спортсменов, мастер спорта Владимир Григорьевич Кузнецов.

Гимнасты, футболисты, хоккеисты, лыжники — возьмите кого угодно, все они едут на соревнования, захватив с собой весь необходи­мый инвентарь. Встали — и готовы к «бою». Мотогонщики же отправ­ляют свои машины, как правило, поездом. Упаковывают, сдают, получают, распаковывают. На это уходят дни и дни. Хорошо, если все благополучно, а сколько пута­ницы бывает, если груз не по адресу послали. Мечись, разыски­вай, а до соревнований сутки-двое, а то и часы, тут не до отдыха: надо проверить машины, что-то отла­дить, подправить. Условия соревнований суровые. Как в стрельбе отказ оружия, так в мотогонках неисправность машины приносит поражение.

И вот тут-то Владимир Григорье­вич был просто незаменим. Прак­тически все делал сам, освобож­дая и тренера, и гонщиков для их непосредственной задачи - выиг­рать соревнования. Этот монолитный тандем Завья­лов — Кузнецов работал четко и безотказно.

 

 

scroll back to top