ЕЛЯН ЭДУАРД ВАГАНОВИЧ

 

Elyan Eduard Елян Э.В. - (20.08.1926 г. в г. Баку Азербайджанской ССР – 06.04.2009 г. в г. Ростов-на-Дону) Летчик испытатель ОКБ А.Н. Туполева (Баку - Норильск – Москва – Свердловск, Спецшкола ВВС –  …  – Ростов-на-Дону).

Герой Советского Союза

 

Эдуард Ваганович – полковник авиации, летчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева, Заслуженный летчик-испытатель СССР (1967), Герой Советского Союза (1971).

Родился 20 августа 1926  года в городе Баку (Азербайджан). В 1938-1944 годы жил в Норильске, Москве, Свердловске. В 1944 окончил Свердловскую спецшколу ВВС.

В армии с июня 1944 года. В 1944 году окончил 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (г. Бугуруслан), в 1948 году — Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков, до 1951 года был в нём лётчиком-инструктором. В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1960 году — вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института.

В 1953-1958 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (г. Жуковский). Участвовал в доводке опытных самолетов конструкции О. К. Антонова, С. В. Ильюшина, А.И. Микояна, П. О. Сухого, А. Н. Туполева, А. С. Яковлева, в летных испытаниях двигательных установок, первого советского высотного авиационного скафандра СИ-1. В 1958-1960 — лётчик-испытатель ОКБ П.О. Сухого. Провёл испытания С-1 на прочность; участвовал в испытаниях сверхзвуковых истребителей Т-3, ПТ-8, Т-49, Т-5, П-1, Су-7.

В 1960—1982 — лётчик-испытатель ОКБ А. Н. Туполева. Поднял в небо и провёл испытания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144; участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-22, пассажирских самолётов Ту-124Ту-134Ту-154 и их модификаций.

Elyan Eduard 2

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Еляну Эдуарду Вагановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11395).

С 1982 года полковник Э. В. Елян — в запасе. До 1996 года работал инженером в ОКБ имени А. И. Микояна.

Жил в городе Жуковский Московской области, затем — в Москве, в последние годы жизни — в городе Ростов-на-Дону.

Как известно, тень на этот советский проект бросила катастрофа Ту-144 во время показательного полёта на авиасалоне в Ле-Бурже. Тогда погиб весь экипаж из шести человек. Менее известно, что в 1975 году, через два года после катастрофы, Советский Союз предпринял попытку «реабилитировать» Ту-144 в глазах мировой авиационной общественности. В 1975 году, после катастрофы 1973 года, Елян с Горюновым показывали в том же Ле Буржесвою программу демонстрационных полётов на Ту-144, после чего зашли на посадку. Перед самой полосой, метров за триста до неё, они вдруг увидели поднимавшуюся с полосы большую стаю голубей! Подошли к торцу полосы, и всё переднее стекло кабины оказалось залепленным кровью и крыльями птиц. Сажать и рулить Елян мог, лишь наблюдая через форточки. Зарулив, Елян немедленно поехал к руководителю полётов.

Elyan Eduard 1Это был рыжий француз, похожий на трафаретного эсэсовца. Это была та же сволочь, которая заводила меня в 1971 году на посадку, путая «лево» с «право». Я посадил его в машину, и мы поехали осмотреть место на полосе, где увидели насыпанные зёрна и побитых белых откормленных голубей размером с курицу! Очевидно, кому-то надо было ещё что-то натворить! Кто-то упорно преследовал цель, чтобы второй раз случилось неладное: двигатель разрушился бы или что похуже... Я в своё время во Владимировке на МиГе-19 на взлёте влетел в стаю воробьёв. Так я не знал, как мне сесть! Не видно ничего! Всё остекление залито кровью, перьями. Кое-как с помощью земли зашёл и еле сел, — вспоминал позже Э. В. Елян.

Участвовал в доводке опытных самолетов конструкции О.К. Антонова, С.В. Ильюшина, А.И. Микояна, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева, в летных испытаниях двигательных установок, испытывал первый советский высотный скафандр СИ-1.

Поднял в небо и провёл испытания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144; участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-22, пассажирского самолёта Ту-154 и их модификаций.

Освоил 90 типов самолётов и вертолётов.

Умер 6 апреля 2009 года в Ростове-на-Дону. Похоронен на Северном Кладбище, на аллее Героев.

Присвоено звание: «Заслуженный летчик-испытатель СССР» 1967 года, вручен диплом Тиссандье (ФАИ) 1969 года

Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина (26.04.1971), ордена Красного Знамени, Красной Звезды, 15 медалей

 

Википедия

 

 Elyan Eduard 3

 

scroll back to top