Основные вопросы физвоспитания

 

 С. А. Каменев. Советская трудовая школа

 Изд-во «Севкавкнига», 1925 г.

 

 4 – 8 июня 1925 года в Москве состоялось интересное совещание по вопросам физического воспитания в школе I ступени, созванное главсоцвосом совместно с научно-педагогической секцией ГУС'а.

 Особого внимания заслуживают доклады т.т. Б.А. Кальпус («Физическая культура в школе и военное ведомство»), П.М. Ивановского («Физическое воспитание в школе в связи с программой ГУС'а» и «Гигиенические навыки и образование в школе I ступени»), Г.К. Берзина («Спортивные упражнения в школе I ступени»), тезисы к вопросу о детских площадках, доклад В.Е. Игнатьева («Оборудование школы I ступени и использование его для целей физкультуры»), тезисы ЦБЮП и РЛКСМ к докладу «Роль пионеров в деле массового проведения физвоспитания среди детей» и др.

 

Тов. Кальпус, подчеркивая необходимость допризывной военной подготовки, приходит к заключению о целесообразности, наряду с социальным воспитанием в стенах советской школы, введения элементов допризывной военной подготовки. Школа должна способствовать развитию в учащихся твердой воли, активности, настойчивости, смелости, хладнокровия, жизнерадостности, сознательной дисциплинированности, чувства товарищества, наблюдательности, способности быстрой ориентировки в меняющейся обстановке.

 В связи с этим, необходимо, в первую очередь, сообщить учащимся ряд прикладных навыков (знакомство с элементами военного строя, втянутость в продолжительную ходьбу, втянутость в бег, втянутость в ряд практических навыков: прыжки, лазание, ползание, бег, метание и т.д. Вместе с этим ставится вопрос о сообщении учащемуся основ личной и общественной гигиены, о развитии интереса к коллективным спортивным играм и т.д.

 В качестве конкретного предложения, т. Кальпус рекомендует:

а) введение в обязательном порядке в учебно-воспитательный план занятий ежедневно не менее одного специального часа физкультуры;

б) установление школьного режима;

в) применение в школьной учебе простейших физ-упражнений гигиенически-коррегирующего и педагогического характера;

г) использование солнца, воздуха и воды;

д) обязательные врачебные обследования;

е) использование предметов (физиологии, анатомии, гигиены) для освещения вопросов физкультуры и др.

 

 Тов. Ивановский, подчеркивая превалирующее значение методов активного порядка в советской школе, обращает особое внимание на процесс приобретения школьниками знаний, связанных в диалектическую цепь естественных движений, проводимых на воздухе полей, лесов, парков, реки и т.д.

 Исследовательски-трудовой метод вызывает целый ряд естественных движений, комплекс которых, регулируемый данными гигиены и биологической природой детей, формирует в детях нервно-моторный, сенсорный и интеллектуальный аппарат, воспитывает волю, укрепляет здоровье, развивает ловкость и наблюдательность.

 Работа учащихся, связанная с общественно-полезным трудом и направленная на изучение окружающей природы, трудовой деятельности и общественной жизни, выковывает из учащихся здоровое поколение, умеющее ориентироваться в окружающей обстановке и действовать в ней.

 Исследовательски-трудовой метод, соединенный с играми, спортивными упражнениями и т.п., даст учащемуся технику правильного выполнения естественных движений.

 Правильная реализация комплексных программ ГУС'а обеспечивает учителю осуществление физвоспитания в процессе приобретения знаний.

 Биологические особенности детей I-ступени заставляют учителя отказаться от сообщения им систематических гигиенических знаний. В связи с этим, накопление гигиенических навыков и знаний совершается в процессе проработки жизненных комплексных тем, предлагаемых программами ГУС'а («Приготовление к зиме», «Город осенью», «Охрана здоровья» и др.).

 Школьная жизнь в ее целом (уход за школьным зданием, пособиями, инструментарием, площадкой для игр и гимнастики, огородом, садом, животными и т.д.) дает возможность включить в цепь гигиенических навыков значительное количество новых моментов.

 В последнем году обучения в школе I ступени рекомендуется проделать следующее: 1) связать все гигиенические навыки с комплексной темой «Человек», которую следует внести в программу 4 года обучения; 2) разделить все гигиенические навыки на две группы: а) навыки личной гигиены и б) навыки, связанные с умением охранять общественное здоровье.

 

Наряду с этим следует вести систематическую работу по санитарно-гигиеническому образованию родителей учащихся. Тов. Берзин, говоря о спортивных упражнениях в школе I ступени, считает недопустимыми занятия спортом атлетического характера. В связи с этим докладчик рекомендует спортивные упражнения, носящие характер игр: плавание, коньки, лыжи, катание на салазках с гор. Указанные виды спорта не только благотворно воздействуют на нервно-мышечный аппарат и отдельные органы, но и оказывают положительное влияние на развитие самодеятельности, находчивости, самообладания, настойчивости в достижении цели, терпения и силы воли. Эмоциональная сторона этих упражнений дает возможность использовать их, как фактор привлечения школьников к физкультуре.

 Гигиенические указания, в частности—по плаванию, можно свести к следующим положениям: а) наличие чистой проточной воды; б) по возможности ровное песчаное дно; в) постепенное углубление дна, при чем предельная глубина (по плечи купающимся) отмечается какими-либо знаками; г) наличие сухого, удобного для раздевания и приема солнечных ванн, берега; д) купание для детей возможно при температуре 20° по Цельсию (16° по Реомюру) в теплые летние дни; е) наиболее удобное время для купания до 12 часов дня; ж) нельзя купаться непосредственно после тяжелой физической работы; з) в воде тело следует сохранять в постоянном движении; и) средняя норма пребывания в воде для детей 5—10 минут; к) после купания следует вытирать тело досуха.

 ЦБЮП в качестве одной из массовых, наиболее простых и приемлемых в наших условиях мер по оздоровлению рабоче-крестьянских детей, выдвигает вопрос о создании детских площадок. Работа площадок должна быть связана через пионер-организацию с общественной жизнью трудящихся. Основные задачи работы на детской площадке сводятся к максимальному оздоровлению детей, к организации дет-среды вокруг организации юных пионеров, к приобщению детей к современному моменту.

 Организация площадок идет по двум типам: а) площадки районного типа, создаваемые органами ОНО, совместно с бюро ЮП и общественными организациями для обслуживания детей всего района или частей его и б) площадки более массового типа, создаваемые пионерскими отрядами при рабочих, комсомольских и пионерских клубах, при школах I ступени, детдомах, при избах-читальнях и деревенских общественных организациях.

 В первом случае площадки создаются путем выделения со стороны органов ОНО, совместно с бюро ЮП, постоянного руководителя, создания совета площадки из педагогов, вожатых, выборных от детей и т. д.

 Во втором случае площадка организуется путем привлечения неорганизованных детей со стороны звеньев отрядов ЮП (каждое звено в 10 человек организует 10 неорганизованных детей). На этих площадках особого совета не создается, а руководящим органом их является совет отряда ЮП, привлекающий выборных от неорганизованных ребят и сведующих лиц, работающих по отдельным отраслям работы площадки.

 Содержание работы на детских площадках охватывает игры, труд, экскурсии, общественно-практическую работу, участие детей в общественно-политических кампаниях, беседы, песни, инсценировки и т. д.

 На каждой из площадок для ребят школьного возраста следует организовать уголки для детей дошкольного возраста, используя детские силы старших ребят для руководства младшими.

 

Тов. Игнатьев («Оборудование школы I ступени») оборудование школы понимает широко. Он останавливается на таких вопросах, как кубатура воздуха и достаточное освещение, проветривание, целесообразное устройство рам и печей, борьба с пылью, устройство рабочей мебели, организация пришкольных участков и площадок для игр и т. д. Говоря об оборудовании школы в целях проведения физических упражнений, т. Игнатьев перечисляет следующие предметы:

а) шесты и канаты;

б) лестница вертикальная;

в) бревно;

г) стойки для прыжков в высоту;

д) мячи;

е) канат длинный для перетягивания;

ж) непрерывные канаты длиною до двух метров;

з) брезентовые мешки; и) скакалки и шнуры или веревки, по возможности, с деревянными ручками.

 Желательны снаряды для коллективных игр (лапта, городки, шлюшки, шары деревянные, обручи, кольца серсо и для метания, бабки и т. д.).

 

 В тезисах доклада ЦБЮП и ЦК РЛКСМ («Роль пионеров в деле массового проведения физвоспитания среди детей») выдвигаются следующие моменты: физвоспитание, включенное в общую систему коммунистического движения детей, занимает наиболее видное место в работе юных пионеров; физвоспитание внедряется во все моменты жизни юного пионера, занимая весь его день (физкультура «все двадцать четыре часа»).

 Детдвижение ставит своей основной задачей общественно-полезную работу вокруг своего предприятия и привлечение в свои ряды всей массы детей; юные пионеры должны явиться проводниками идей советской физкультуры и мероприятий в области санпросвещения в широких массах детей пролетариата и крестьянства; пионеры, являясь проводниками советской физкультуры и гигиеническо-санитарных навыков, проводят эту работу среди детей в своей семье, как путем объяснения, так и путем личной гигиены.

scroll back to top