«На смену!», 24 июля 1925 года

А ну, кто побьет рекорд?

Семену Просветову 62 года.

Имеет хозяйство – земляной балаган в далеких киргизских степях.

Пробивается подшивкой пимов, сторожит бахчи, около сыновей бывает.

Человек седой (30 лет посидел), сложен крепко, по улице идет – шапку на бок ломит.

Жить ему, по его словам, осталось еще 38 лет (ровно до 100 и никаких компромиссов!), вот и ходит – белый свет оглядывает.

Недавно был под Каркалинском, ходил в Семиречье, а этим летом вернулся с Денежкова камня с Северного Урала.

Железной дороги не любит, а пуще того лошадей.

- Чумай ее задери, - говорит, - сроду я на ей не ездил, с ей, родимой, одно мученье, прауслово, то ли дело – идешь себе и никаких, а што насчет машины, из ее белый свет не увидишь. Я проехал раз, смотрел в окошко, а потом пешком пошел, дак равно я не был в этом месте…

Ноги у него крепкие, ходит здорово, да так, что поверить трудно. Однако, факты – упрямая вещь.

- Главное, - говорит Семен Просветов, - чтобы маршрут был, ежели маршрут есть, то иди себе спокойно и не задевай никого.

Как же он проходит свои маршруты?

Я – измоганное культурное отродье – прихожусь ему сыном, и он наизвещает иногда меня. На днях он навестил меня в Свердловске. Шел он из-за Троицка.

В общей сложности прошел 400 верст.

Вышел с места 21 июля утром и 26 июля утром был в Свердловске. Весь путь покрыт им был в 5 дней. Таким образом, он делал в день по 80 верст. Да, у него есть основания презирать лошадей.

Путь от Троицка до Златоуста в 200 верст, он в прошлом году покрыл в 2 ½ дня.

Переход от Каркакалинска до Троицка в 1500 верст, покрыт им за 20 дней. На будующий год дед собирается посетить Рыбинск и Волгу вообще.

К.П.

 

scroll back to top

«На смену!», 7 июля 1925 года

ОКРУЖНАЯ ОЛИМПИАДА В АРАМИЛЕ

(Свердловский округ)

28 июня

Больше 200 человек участников: рабочих, крестьян и красноармейцев.

Каждый кружок в своей спортивной форме. Пестрит в глазах от разнообразия костюмов.

Стройными рядами движутся спортсмены на стадион на торжественное открытие первой рабочей олимпиады текстилей.

Открывает олимпиаду председатель Облтекстилькома тов. Комиссаров – почетный судья олимпиады. Его речь покрывает громкое «Ура» спортсменов и зрителей. Подшефная же часть приветствует шефа.

Торжественная часть закончена. Вся масса народа спешит к фабрике, от ворот которой начинается состязание велосипедистов.

Маршрут: Арамиль – Нижне-Исетск и обратно, около 30 верст. Дорога тяжелая, жара. Многие, боясь солнечного удара, отказываются от гонок.

На старте 8 человек.

Через час первым мчится весь в пыли тов. Крапивин (вне конкурса), вторым – тов. Штроль, ученик профтехнической школы, который забирает приз – велосипедный насос.

В это же время рядом на пруду «ватер-поло». Берег сплошь усеян зрителями. Новое и интересное зрелище. Показательный матч команд Свердловского клуба им. «Ким» заканчивается счетом 1:0 в пользу команду «Ким».

Перерыв.

Все спешат на обед, чтобы после приступить к основной части программы: разыграть первенство и призы по легкой атлетике.

3 часа дня.

На стадионе тысячи зрителей. Начинается легкоатлетические состязания: бег, прыжки, метания. Напряженная борьба из-за первенства.

В результате первое место с призом 11 пар ботинок для футбола занимает Ленинская фабрика. Второе место с призом – секундомер занимают арамильцы, 3 место – приз футбольный мяч – Ногинская фабрика. Все довольны. Все призы подобраны умело, все – необходимые вещи для спорткружка.

Легкая атлетика закончилась. Все присутствующие направляются на поляну, где будут кавалерийские скачки. Сплошное кольцо  в несколько рядов окружает место скачек. Номера: скачки с препятствиями, рубка в седле, рубка стоя, упражнения с пикой, примерная картина боя со стрельбой и подбором раненых.

Красивые номера, красивое исполнение. Молодые красноармейцы блеснули умением управлять лошадью и владеть оружием. Зрители аплодисментами провожали каждого участника.

В результате соревнований 2 красноармейца Платонов и Гусев за рубку и скачки с препятствиями получили по призу – часы. В заключение олимпиады футбольный матч между ленинцами и арамильцами завершился с результатом 1:1.

В 11 часов вечера все было окончено. Рабочие экскурсанты и спортсмены усталые и довольные двинулись к Истоку, где их дождался поезд, чтобы отвести в Свердловск.

Поздно ночью кавалер-эскадрон с песнями выехал из Арамиля, который уже спал.

М. Збыковский

 

scroll back to top

«Уральский рабочий», 28 июня 1925 года

Кунгур.

Добровольные общества

В настоящее время ведется работа по слиянию Общества Друзей Воздушного Флота и Добрхима в одно общество Авиахим. К моменту слияния, в Кунгурском отделении ОДВФ насчитывалось 4552 члена, из которых на город приходилось 1811, а на деревню 2741. В городе 16 ячеек с 7 авиауголками. Деревенские ячейки работают слабо. Специальных работников нет; руководители перегружены другой работой.

С Января месяца 1925 года. Окрбюро имело живую связь с низовыми организациями через инструкторов. Все 13 районных организаций были обследованы, некоторые даже два раза. Инструкторами проведено 49 собраний, организовано 33 новых ячейки, завербовано до 500 новых членов и собрано 1500 рублей. Со дня организации ОДВФ по 1 апреля 1925 года поступило 12 тысяч 473 рубля.

Общество Добрхим насчитывает в своих рядах 3151 чл. (город 1524 и деревня 1627). Всего 106 ячеек, 13 районных и 75 сельских. Инструктора были выделены в ноябре 1924 года. Они произвели 4 выезда в деревни и провели 56 общих собраний, организовав 26 новых ячеек с 257 членами. Окружным советом Добрхима получена кино-передвижка для деревни и химическая лаборатория, которая будет помещена в «Доме Крестьянина». Сделаны первые шаги к применению химии в сельском хозяйстве. Распределено между с.-х. кружками и сельскохозяйственными товариществами 500 пудов суперфосфата для опытно-показательных участков.

 

scroll back to top

 

«На Смену!», 16 июня 1925 года

Крупная победа уральских футболистов

Футбольный матч Урал – Сибирь

 

В двадцатых числах мая было получено предложение устроить междугородный футбольный матч Свердловск – Омск.

28 мая сборная  команда Свердловска уже была в Омске.

 

Неожиданный сюрприз.

По приезде в Омск оказалось, что игра будет не между Свердловском и Омском, а между Уралом и Сибирью.

Хотя Свердловская команда несомненно сильная, но для того, чтобы ей быть лучшей командой Урала, в нее необходимо прибавить 3-4 лучших пермских футболистов. Несмотря на это, мы решили играть от имени Урала.

 

Первый матч кончился поражением Урала

31 мая состоялся первый пробный матч.

Игра велась очень живо.

Свердловская команда получила общее одобрение публики за красоту игры и хорошую сыгранность.

При большом напоре со стороны Сибири мы продержались два хавтайма. Но в последнюю минуту сами себе забили гол.

Окончательный результат матча 0:1, в пользу Сибири.

 

Второй решительный матч

Состоялся во вторник 2 июня. Почти все наши игроки пришли на матч больные. В 1-й матч Омск играл чрезвычайно грубо. В результате ко второму решительному матчу 90% наших игроков были здорово «подкованы». Это конечно отразилось на игре.

 

Уральцы перешли в наступление

Наша команда сразу перешла в нападение.

- За счет нападения мы сильно ослабили защиту.

В первый хавтайм, на 13-ой минуте наш центр-форвард Кучера забил омцам гол.

На 28-ой минуте игры правый край Соловьев забил еще один сильный гол.

 

Сибирь забила гол

Воспользовавшись тем, что наша защита, особенно на правом фланге, значительно ослабела, омские футболисты усилили нападение на этот фланг.

В результате на 31 минуте игры нам забили один гол.

Первый хавтейм кончился со счетом 2:1 в нашу пользу.

 

Второй хавтейм

Омцы перешли в наступление

С начала второго хавтейма омцы стали отчаянно напирать.

Игра стала носить жесткий характер. Омские футболисты стали играть очень грубо (коваться и т.п.). Наша команда из нападения переходит в защиту. Были такие моменты, когда мяч сшибал с ног нашего голкипера.

К концу матча двух наших игроков (бека и правого края) сводят с поля: они не в силах играть.

 

Мы забили гол

Наша команда неожиданно переходит в наступление.

Забиваем третий гол

 

Последние минуты

После этого Уральская команда опять переходит на защиту.

Омская команда делает последние усилия.

Матч кончился в нашу пользу со счетом 3:1.

ЭТА ПОБЕДА – БОЛЬШОЕ ДОСТИЖЕНИЕ

 

Омская команда вся составлена из старых профессиональных игроков. У многих 10-летний стаж.

А между тем в нашей команде все футболисты новички.

Поэтому эта победа для нас особенно ценна.

Марк Вистин

 

scroll back to top

 

«Уральский рабочий», 16 февраля 1925 года

 

Областная Олимпиада

по зимним видам спорта

15 февраля закончились областные соревнования по зимним видам спорта. На соревнования ожидались 150 спортсменов, но за неимением средств в окрсоветах физкультуры с мест прибыли не все спортсмены, полное представительство дал только Свердловский округ. Всего в соревнованиях участвовало 100 человек.

 

Соревнования конькобежцев

Состязания открылись выступлением новичков на беговых коньках на дистанцию в 500 метров. Первое место заняла команда Свердловского округа, покрыв 500м в 2 мин. 59,9 сек. Второе место взяла Тюменская команда.

На ту же дистанцию на не беговых коньках победительницей вышла также команда Свердловского округа (3 мин. 46 сек.). На соревнованиях новичков-конькобежцев на дистанцию 1500 метов на беговых коньках первое место заняла команда Свердловского округа (10 мин. 02,1 сек.). На дистанцию 500 метров для команд первого разряда первое место заняла команда Свердловского округа (2 мин. 45,3 сек.). На 5000 метров пришла первой снова свердловская команда (32 мин. 36,6 сек). На 1500 метров тоже  (9 мин. 09,9 сек). После упорной борьбы и упорного сопротивления тагильской команды на дистанцию 10000 метров первое место сумела занять команда Свердловского округа (1 час. 05 мин. 27,9 сек.)

 

Эстафетные команды

На небеговых коньках для новичков конькобежцев 3 этапа по 1000 метров – первое место заняла команда Тюменского округа (7 мин 23 сек.)

 

Первенство по лыжам

В соревнованиях по лыжам женских команд на 5 километров первое место заняла пермская команда (1 час. 27 мин. 17 сек.). Из новичков на дистанцию 10километров победительницей вышла свердловская команда (2 час. 13 мин. 17 сек.). Первенство на 30 километров заняла команда Свердловского округа (7 час. 55 мин. 15 сек.) и второе – пермская, отставшая всего на 15 сек.

 

Первенство по комбинированной лыжной эстафете

Порядок эстафеты: 1 этап 5 километров – женские команды. 2 этап 10 километров – новички и 3 этап 15 километров – мужские команды 1 разряда. После упорного сопротивления пермской команды свердловская команда пришла первой, обогнав на 4 мин. Пермскую команду (3 час. 15 мин. 22 сек.)

(Время в результатах соревнования указано общее трех спортсменов, прибывших к финишу первыми).

 

ПЕРВОЕ МЕСТО НА ОБЛАСТНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ВСЕМ ЗИМНИМ ВИДАМ СПОРТА ЗАНЯЛ СВЕРДЛОВСКИЙ ОКРУГ. Второе место по лыжам заняла Пермь и второе место по конькам Тагил.

Областные соревнования в этом году прошли с большим оживлением и подъемом, чем в прошлых годах. Соревнования сумели привлечь и заинтересовать рабочую молодежь, преобладавшую на состязаниях.

 

scroll back to top

Основные вопросы физвоспитания

 

 С. А. Каменев. Советская трудовая школа

 Изд-во «Севкавкнига», 1925 г.

 

 4 – 8 июня 1925 года в Москве состоялось интересное совещание по вопросам физического воспитания в школе I ступени, созванное главсоцвосом совместно с научно-педагогической секцией ГУС'а.

 Особого внимания заслуживают доклады т.т. Б.А. Кальпус («Физическая культура в школе и военное ведомство»), П.М. Ивановского («Физическое воспитание в школе в связи с программой ГУС'а» и «Гигиенические навыки и образование в школе I ступени»), Г.К. Берзина («Спортивные упражнения в школе I ступени»), тезисы к вопросу о детских площадках, доклад В.Е. Игнатьева («Оборудование школы I ступени и использование его для целей физкультуры»), тезисы ЦБЮП и РЛКСМ к докладу «Роль пионеров в деле массового проведения физвоспитания среди детей» и др.

 

Тов. Кальпус, подчеркивая необходимость допризывной военной подготовки, приходит к заключению о целесообразности, наряду с социальным воспитанием в стенах советской школы, введения элементов допризывной военной подготовки. Школа должна способствовать развитию в учащихся твердой воли, активности, настойчивости, смелости, хладнокровия, жизнерадостности, сознательной дисциплинированности, чувства товарищества, наблюдательности, способности быстрой ориентировки в меняющейся обстановке.

 В связи с этим, необходимо, в первую очередь, сообщить учащимся ряд прикладных навыков (знакомство с элементами военного строя, втянутость в продолжительную ходьбу, втянутость в бег, втянутость в ряд практических навыков: прыжки, лазание, ползание, бег, метание и т.д. Вместе с этим ставится вопрос о сообщении учащемуся основ личной и общественной гигиены, о развитии интереса к коллективным спортивным играм и т.д.

 В качестве конкретного предложения, т. Кальпус рекомендует:

а) введение в обязательном порядке в учебно-воспитательный план занятий ежедневно не менее одного специального часа физкультуры;

б) установление школьного режима;

в) применение в школьной учебе простейших физ-упражнений гигиенически-коррегирующего и педагогического характера;

г) использование солнца, воздуха и воды;

д) обязательные врачебные обследования;

е) использование предметов (физиологии, анатомии, гигиены) для освещения вопросов физкультуры и др.

 

 Тов. Ивановский, подчеркивая превалирующее значение методов активного порядка в советской школе, обращает особое внимание на процесс приобретения школьниками знаний, связанных в диалектическую цепь естественных движений, проводимых на воздухе полей, лесов, парков, реки и т.д.

 Исследовательски-трудовой метод вызывает целый ряд естественных движений, комплекс которых, регулируемый данными гигиены и биологической природой детей, формирует в детях нервно-моторный, сенсорный и интеллектуальный аппарат, воспитывает волю, укрепляет здоровье, развивает ловкость и наблюдательность.

 Работа учащихся, связанная с общественно-полезным трудом и направленная на изучение окружающей природы, трудовой деятельности и общественной жизни, выковывает из учащихся здоровое поколение, умеющее ориентироваться в окружающей обстановке и действовать в ней.

 Исследовательски-трудовой метод, соединенный с играми, спортивными упражнениями и т.п., даст учащемуся технику правильного выполнения естественных движений.

 Правильная реализация комплексных программ ГУС'а обеспечивает учителю осуществление физвоспитания в процессе приобретения знаний.

 Биологические особенности детей I-ступени заставляют учителя отказаться от сообщения им систематических гигиенических знаний. В связи с этим, накопление гигиенических навыков и знаний совершается в процессе проработки жизненных комплексных тем, предлагаемых программами ГУС'а («Приготовление к зиме», «Город осенью», «Охрана здоровья» и др.).

 Школьная жизнь в ее целом (уход за школьным зданием, пособиями, инструментарием, площадкой для игр и гимнастики, огородом, садом, животными и т.д.) дает возможность включить в цепь гигиенических навыков значительное количество новых моментов.

 В последнем году обучения в школе I ступени рекомендуется проделать следующее: 1) связать все гигиенические навыки с комплексной темой «Человек», которую следует внести в программу 4 года обучения; 2) разделить все гигиенические навыки на две группы: а) навыки личной гигиены и б) навыки, связанные с умением охранять общественное здоровье.

 

Наряду с этим следует вести систематическую работу по санитарно-гигиеническому образованию родителей учащихся. Тов. Берзин, говоря о спортивных упражнениях в школе I ступени, считает недопустимыми занятия спортом атлетического характера. В связи с этим докладчик рекомендует спортивные упражнения, носящие характер игр: плавание, коньки, лыжи, катание на салазках с гор. Указанные виды спорта не только благотворно воздействуют на нервно-мышечный аппарат и отдельные органы, но и оказывают положительное влияние на развитие самодеятельности, находчивости, самообладания, настойчивости в достижении цели, терпения и силы воли. Эмоциональная сторона этих упражнений дает возможность использовать их, как фактор привлечения школьников к физкультуре.

 Гигиенические указания, в частности—по плаванию, можно свести к следующим положениям: а) наличие чистой проточной воды; б) по возможности ровное песчаное дно; в) постепенное углубление дна, при чем предельная глубина (по плечи купающимся) отмечается какими-либо знаками; г) наличие сухого, удобного для раздевания и приема солнечных ванн, берега; д) купание для детей возможно при температуре 20° по Цельсию (16° по Реомюру) в теплые летние дни; е) наиболее удобное время для купания до 12 часов дня; ж) нельзя купаться непосредственно после тяжелой физической работы; з) в воде тело следует сохранять в постоянном движении; и) средняя норма пребывания в воде для детей 5—10 минут; к) после купания следует вытирать тело досуха.

 ЦБЮП в качестве одной из массовых, наиболее простых и приемлемых в наших условиях мер по оздоровлению рабоче-крестьянских детей, выдвигает вопрос о создании детских площадок. Работа площадок должна быть связана через пионер-организацию с общественной жизнью трудящихся. Основные задачи работы на детской площадке сводятся к максимальному оздоровлению детей, к организации дет-среды вокруг организации юных пионеров, к приобщению детей к современному моменту.

 Организация площадок идет по двум типам: а) площадки районного типа, создаваемые органами ОНО, совместно с бюро ЮП и общественными организациями для обслуживания детей всего района или частей его и б) площадки более массового типа, создаваемые пионерскими отрядами при рабочих, комсомольских и пионерских клубах, при школах I ступени, детдомах, при избах-читальнях и деревенских общественных организациях.

 В первом случае площадки создаются путем выделения со стороны органов ОНО, совместно с бюро ЮП, постоянного руководителя, создания совета площадки из педагогов, вожатых, выборных от детей и т. д.

 Во втором случае площадка организуется путем привлечения неорганизованных детей со стороны звеньев отрядов ЮП (каждое звено в 10 человек организует 10 неорганизованных детей). На этих площадках особого совета не создается, а руководящим органом их является совет отряда ЮП, привлекающий выборных от неорганизованных ребят и сведующих лиц, работающих по отдельным отраслям работы площадки.

 Содержание работы на детских площадках охватывает игры, труд, экскурсии, общественно-практическую работу, участие детей в общественно-политических кампаниях, беседы, песни, инсценировки и т. д.

 На каждой из площадок для ребят школьного возраста следует организовать уголки для детей дошкольного возраста, используя детские силы старших ребят для руководства младшими.

 

Тов. Игнатьев («Оборудование школы I ступени») оборудование школы понимает широко. Он останавливается на таких вопросах, как кубатура воздуха и достаточное освещение, проветривание, целесообразное устройство рам и печей, борьба с пылью, устройство рабочей мебели, организация пришкольных участков и площадок для игр и т. д. Говоря об оборудовании школы в целях проведения физических упражнений, т. Игнатьев перечисляет следующие предметы:

а) шесты и канаты;

б) лестница вертикальная;

в) бревно;

г) стойки для прыжков в высоту;

д) мячи;

е) канат длинный для перетягивания;

ж) непрерывные канаты длиною до двух метров;

з) брезентовые мешки; и) скакалки и шнуры или веревки, по возможности, с деревянными ручками.

 Желательны снаряды для коллективных игр (лапта, городки, шлюшки, шары деревянные, обручи, кольца серсо и для метания, бабки и т. д.).

 

 В тезисах доклада ЦБЮП и ЦК РЛКСМ («Роль пионеров в деле массового проведения физвоспитания среди детей») выдвигаются следующие моменты: физвоспитание, включенное в общую систему коммунистического движения детей, занимает наиболее видное место в работе юных пионеров; физвоспитание внедряется во все моменты жизни юного пионера, занимая весь его день (физкультура «все двадцать четыре часа»).

 Детдвижение ставит своей основной задачей общественно-полезную работу вокруг своего предприятия и привлечение в свои ряды всей массы детей; юные пионеры должны явиться проводниками идей советской физкультуры и мероприятий в области санпросвещения в широких массах детей пролетариата и крестьянства; пионеры, являясь проводниками советской физкультуры и гигиеническо-санитарных навыков, проводят эту работу среди детей в своей семье, как путем объяснения, так и путем личной гигиены.

scroll back to top