Руководящие органы физической культуры и спорта
в РСФСР, СССР и РФ

 

Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации - www.minsport.gov.ru  

В августе 1920 года при Главном управлении всеобщего военного обучения (Всеобуч) Народного комиссариата по военным делам был учрежден Высший совет физической культуры - междуведомственная комиссия в составе представителей Всеобуча, Народных комиссариатов просвещения и здравоохранения, профсоюзов, РКСМ и спортивно-гимнастического общества.

В 1922 году закончилась гражданская война, и Всевобуч был расформирован. На повестку дня вновь встал вопрос о системе управления отраслью физической культуры и спорта в стране, о ее задачах и функциях. По этому поводу было много дискуссий, споров и предложений как методологического, так и организационного характера.

В части методологических платформ предлагалось несколько управленческих и программно-целевых подходов, которые заключались в следующем.

Представители медицинского направления делали акцент в физической культуре на гимнастике. Они считали, что профилактическая лечебная гимнастика, став всеобщей в практике школ и спортивных кружков, может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием. Специфической разновидностью этого направления явилась концепция гигиенистов, которые исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения закономерно ослабили организм рабочих и их детей. Для них работа означала лишь ощутимую усталость, вследствие чего большинство видов спорта, требовавших значительных нагрузок, нежелательны и даже вредны для организма. Подобная система взглядов предполагала такие цели управления физкультурой и спортом, как содействие гимнастике в школе, семье и на производстве и сокращение поддержки спорту высших достижений.

Иную точку зрения высказывали сторонники художественного физического воспитания. Пролетарская физическая культура совершенно особая, – утверждали они, – и радикальным образом отличается от буржуазной системы гимнастики и тренировки. Новые подходы заключались в том, что основными инструментами физического воспитания становились стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание). Значительная роль отводилась также зрелищным демонстрациям, где упражнения следовало выполнять с выразительной силой наподобие балета. Это направление не выступало против спортивной деятельности, но отрицало право на существование личных соревнований.

Существовали также и другие концепции, которые по-разному видели развитие физического воспитания и спорта в стране, предполагали различные (подчас взаимоисключающие) цели и задачи физкультурно-спортивной отрасли, формы и способы управления ею.

Не менее бурными были дискуссии по организационным вопросам. Например, руководящие работники Всевобуча предложили образовать Российский Союз красных организаций физической культуры как единую в стране общественную структуру, членами которой могли бы стать все спортивные клубы и общества.

Центральный комитет комсомола выступил с критикой подобного предложения, полагая, что создание такого Союза создаст нездоровую конкуренцию между комсомолом и вновь созданной организацией.

Правительство приняло во внимание мнение руководителей комсомола и Декретом ВЦИК от 27 июня 1923 года для согласования и объединения научной, учебной и организационной деятельности различных ведомств и организаций РСФСР по физическому воспитанию и развитию трудящихся был учрежден Высший совет физической культуры при ВЦИК на правах постоянной комиссии.

Специальным законодательным актом под названием «О высших и местных советах физической культуры трудящихся РСФСР» устанавливалось, что ВСФК учрежден при правительстве на правах постоянной комиссии для оптимального управления и координации организаторской, научной и учебной работы в физкультурно-спортивной сфере различных министерств и ведомств. В соответствии с поставленной целью формировался состав ВСФК, в который вводились представители наркоматов (министерств) обороны, труда, просвещения, здравоохранения и внутренних дел. Помимо этого в состав Совета вошли представители коммунистической партии (отдел агитации и женотдел), профсоюзной и комсомольской организации.

Помимо создания ВСФК как центрального органа управления физкультурно-спортивной отраслью РСФСР, в губерниях и крупных уездах создавались местные советы физической культуры. В их функции входило управление физкультурно-спортивным движением, развитие сети спортсооружений, пропаганда идей здорового образа жизни, расширение численности спортсменов и физкультурников, осуществление учета и контроля за выполнением решений вышестоящих органов.

Управленческая и организационная работа российского ВСФК послужила примером для других союзных республик. Аналогичные Советы были созданы при ЦИК Украины, Белоруссии, Закавказской Федерации, Узбекистана и Туркмении.

Следует отметить, что ВСФК России и других республик осуществляли управление физкультурно-спортивной отраслью на подведомственных им территориях не напрямую, а опосредованно, вырабатывая управленческие решения для соответствующих правительств (ЦИК), имеющих необходимые полномочия. Это обстоятельство в известной мере тормозило эффективную работу ВСФК, так как отчасти утрачивалась оперативность в принятии управленческих решений, не все члены правительства были компетентны в вопросах физического воспитания и спорта, что порождало разнобой и субъективизм при реализации многих предложений.

Помимо управленческой весьма острыми были и проблемы иного характера. Назовем основные из них:

Социальные проблемы. В период с 1921 г. по 1930 гг. в стране проводилась политика нэпа и общество было разделено на отдельные классы и социальные группы – кулаков, нэпманов, рабочих, крестьян-бедняков и середняков. Наиболее просвещенная и состоятельная часть населения создавала свои спортивные клубы и общества, осуществляла самоуправление ими и не хотела подчиняться распоряжениям государственных органов, так как была финансово и организационно независимой. Подобная политика «неприсоединения» никоим образом не устраивала правительственные органы, которые справедливо полагали, что это – основа будущей оппозиции.

Культурные проблемы. Не следует забывать о том, что отрасль физической культуры и спорта в те годы делала только первые шаги в массы. Соответственно, в этом направлении нужно было разрешить ряд серьезных проблем – значительный уровень пьянства, предрассудки и предубеждения (особенно по поводу женского спорта), неграмотность, сословные и религиозные стереотипы. Помимо перечисленных, сложной проблемой оставался вопрос построения новой пролетарской культуры, которая должна была в корне отличаться от буржуазной. И здесь наблюдалась довольно значительная дифференциация идей и мнений, – присутствовало так называемое «рекордсменское» направление, культурно-массовый гигантизм, «изоляционизм» в международном сотрудничестве с буржуазными спортивными организациями и проч.

Экономические проблемы. В условиях послевоенной разрухи люди нуждались в самом необходимом – в пище, в одежде, жилье. Конечно, финансовых средств катастрофически не хватало ни на спортинвентарь, ни на спортсооружения. Естественно, что в такой ситуации успешно руководить физкультурно-спортивной отраслью было чрезвычайно сложно.

Национальные проблемы. В состав нового советского государства вошли многие нации и народности, со своими этническими предпочтениями, религиозными верованиями, обычаями и традициями. Поэтому далеко не все предложения и мероприятия по развитию физической культуры и спорта в центральной России были пригодны для республик Закавказья и Средней Азии. Вовлечение этих народов в физкультурно-спортивное движение требовало особых подходов и методов.

Однако, несмотря на массу имевшихся трудностей и проблем, массовый спорт в 20-е годы интенсивно развивался. Всего же численность физкультурников за период с 1923 по 1928 гг. возросла в шесть раз.

Окрепшее физкультурно-спортивное движение партийное руководство страны в середине 1920-х гг. решило использовать также в идеологических и воспитательных целях. В решениях коммунистической партии и правительства говорилось: «Социалистическую систему физического воспитания нужно рассматривать как неразрывную часть общего политического и культурного воспитания, а также защиты здоровья масс. Другими словами, советское физическое воспитание следует считать неразрывной частью коммунистического воспитания». Было также определено место физкультурного и спортивного движения:

В социалистическом преобразовании страны;

В осуществлении культурной революции;

В защите здоровья трудящихся;

В борьбе за укрепление обороноспособности СССР.

Вслед за укрупнением спектра задач, отводимых физкультуре и спорту, был расширен круг компетенции ВСФК. Руководителям общественных организаций предписывалось активное участие в физическом воспитании масс, а профсоюзным и комсомольским организациям – осуществлять шефство над заводским и молодежным спортом.

После нескольких лет параллельной работы комсомол и профсоюзы стали полемизировать друг с другом из-за разных точек зрения на развитие физической культуры и спорта в стране. Руководство комсомола выдвинуло идею о переводе всех спортивных клубов и кружков под эгиду единого всесоюзного спортивного общества по примеру «Осоавиахима».1 Профсоюзы были противниками этого предложения и выступали за сохранение физкультурно-спортивных организаций в рамках производственных предприятий. Оживленная полемика по этой проблеме велась с конца 1928 по сентябрь 1929 г.

В результате обсуждения Постановлением Президиума ЦИК СССР от 3 апреля 1930 года был образован Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР, как единый государственный центральный орган управления и контроля за всей работой в сфере физкультуры и спорта как по линии государственных, так и общественных организаций.2 Республиканские, краевые, областные и районные советы физической культуры в связи с реорганизацией вливались в единую управленческую структуру и занимали в ней соподчиненное положение.

Вновь созданная управленческая структура (см. рис.2) стала более централизованной, дисциплинарно более жесткой. В то же время демократические начала местных физкультурно-спортивных организаций в значительной мере урезались, а самоуправление ограничивалось.

Подобное усиление административных принципов в физкультурно-спортивной отрасли было вызвано двумя основными причинами:

  • во-первых, общей политической и макроэкономической ситуацией в стране, когда повсеместно происходил отход от нэпа и усиливались тенденции централизации власти;
  • во-вторых, физкультурно-спортивная отрасль быстро расширялась и усложнялась; ее роль с каждым годом становилась все более весомой.

21 июня 1936 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление об упразднении Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР и создании Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР. На Всесоюзный комитет были возложены задачи руководства всей физкультурно-спортивной работой в СССР, в частности:

  • руководство и контроль в области подготовки физкультурных кадров;
  • строительства и использования спортивных сооружений;
  • производство и распределение спортивного инвентаря.

Основными структурными подразделениями Спорткомитета СССР являлись:

секретариат;

  • научно-методический кабинет (с 1940 г. - научно-методический совет),
  • управления: международных связей, организационной работы, учащейся молодежи, массовых видов спорта, водных и прикладных видов спорта, спортивных игр, футбола;
  • отделы: агитации и пропаганды, статистики, капитального строительства, шахматно-шашечный, врачебного контроля.

В 1946 году Совет Народный Комиссаров СССР был реорганизован в Совет Министров СССР и Комитет получил название «Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР».

15 марта 1953 года постановлением Совета Министров СССР Спорткомитет СССР был упразднен с передачей его функций Главному управлению по физической культуре и спорту при Министерстве здравоохранения СССР.

11 февраля 1954 года Спорткомитет СССР был восстановлен, а с 1 марта 1959 года вновь упразднен. Задача руководства физкультурной и спортивной работой в стране была возложена на Союз спортивных обществ и организаций СССР.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 октября 1968 года был образован Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР для руководства физическим воспитанием в стране, проведения всесоюзных спортивных мероприятий и контроля за спортивными соревнованиями, подготовки и распределения физкультурных кадров, координации планов производства и распределения спортивного инвентаря и оборудования и строительства спортивных сооружений, а также для осуществления международных связей.

В структуру Спорткомитета СССР вошли:

  • Главное управление физического воспитания населения;
  • Главное управление по производству спортивных изделий;
  • управления по различным видам спорта, а также международных спортивных связей, научно-исследовательской работы и учебных заведений, спортивных сооружений, планово-экономическое, хозяйственное.

Наряду с управлениями действовали отделы: общий, пропаганды, гимнастики, легкой атлетики.

19 мая 1969 года Общий отдел и хозяйственное управление были ликвидированы, как самостоятельные подразделения Комитета и на их базе создано Управление делами. С 1933 по 1960 действовал научно-методический комитет (совет). В конце 1973 года создано Главное спортивно-методическое управление, упразднено Управление научно-исследовательской работой и учебных заведений и образовано Управление кадров и учебных заведений. 26 мая 1975 года Управление спортивных сооружений преобразовано в Управление капитального строительства. 3 ноября 1976 года создан Отдел хоккея, реорганизованный в следующем году в Управление хоккея. В июле 1977 года в Управлении делами образован Юридический отдел, ставший в следующем году самостоятельным структурным подразделением Спорткомитета СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1986 года Спорткомитет СССР преобразован в союзно-республиканский Государственный Комитет СССР по физической культуре и спорту.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 13 апреля 1991 года он изменил свое название и стал называться Комитетом физической культуры и спорта СССР. Ликвидирован Постановлением Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 года.

Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР осуществлял руководство развитием физической культуры и спорта в стране и нес ответственность за состояние и дальнейшее массовое развитие физкультуры и спорта и совершенствование системы физического воспитания населения, как одного из важнейших средств коммунистического воспитания и укрепления здоровья граждан, подготовки их к труду и защите социалистической Родины. Работа Спорткомитета СССР многогранна.

Главная ее цель - дать возможность каждому советскому гражданину в любом возрасте подружиться с физической культурой, познать радость, которую дают занятия спортом. Советские спортсмены успешно выступали на соревнованиях у себя на Родине и за рубежом. Рост мастерства советских спортсменов, подготовка физкультурных кадров также важная задача Спорткомитета.

Спорткомитет СССР заботился о материально-технической оснащенности спорта. Следил за тем, чтобы в развитии физической культуры и спорта, в учебно-тренировочном процессе использовались достижения научной мысли. Спорткомитет СССР разрабатывал планы спортивных пятилеток, вел учет всей работы по физической культуре и спорту, утверждал правила спортивных соревнований, присваивал высокие спортивные звания, награждал медалями, жетонами, дипломами. Совместно с профсоюзными и комсомольскими организациями проводил воспитательную работу, вел пропаганду физической культуры и спорта, осуществлял связи с зарубежными странами.

Спорткомитет составлял ежегодный всесоюзный календарь спортивных мероприятий, который включал сотни соревнований по различным видам спорта. Спорткомитет СССР проводил зимние и летние Спартакиады народов СССР, чемпионаты (для взрослых) и первенства (для юниоров) по видам спорта, розыгрыши кубков СССР, международные и всесоюзные турниры. Для работы широко привлекал общественный актив федераций по видам спорта, тренерские советы, коллегии спортивных судей, проблемных научных советов, комиссий. Во главе Спорткомитета СССР стояла коллегия в составе председателя комитета (председатель коллегии), его заместителей, а также других работников спортивных организаций.

В состав коллегии Спорткомитета входили секретарь ВЦСПС, секретарь ЦК ВЛКСМ, заместитель министра просвещения СССР, заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР, заместитель министра обороны СССР, заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР. Коллегия Спорткомитета СССР на своих регулярных заседаниях рассматривала все основные вопросы развития спорта в стране. Решения коллегии проводились в жизнь приказами председателя Спорткомитета СССР.

Новые структуры государственного управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 году. Созданный накануне Олимпийских игр1992 года Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои организационные функции, и к концу 1992 года был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре постановлением Правительства РФ от 25.12.1992 N 1009 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по физической культуре»

Комитету вменялось в обязанность решение важнейших задач, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику.

При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993 года были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте». Этот документ являлся по существу основой, фундаментом законотворческой деятельности регионов России, установив основные принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта.

Государственный Комитет по физической культуре и туризму.

1 июня 1994 года был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного Комитета по физической культуре и туризму (Госкомитет по ФКиТ).

Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФКиТ был призван участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране, руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и контролировать подведомственные научно-исследовательские институты федерального значения.

В стране настойчиво продолжался поиск путей совершенствования системы управления физической культурой и спортом. Но он долгое время был затруднён отсутствием нормативно-правовой базы в таких направлениях практической работы, как развитие в стране профессионального спорта, финансирование элитного и массового спорта и других разделов, связанных с дальнейшим подъёмом физической культуры и спорта в стране.

Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В 1999 году закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ 29 апреля.

Закон впервые в нашей стране чётко устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. Закон определяет меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта, в том числе ежегодное финансирование физкультурно-массовой и спортивной работы, создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов и типов.

В Законе указывается, что основу физического воспитания населения Российской Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье».

В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между органами государственной власти по ФКиС и Олимпийским комитетом России в области спорта.

Государственный комитет Российской федерации.

Менее чем через год после избрания на пост Президента РФ В.В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти, 17 мая 2000 года Министерство по ФКСиТ было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.

В марте 2004 года было создано Федеральное агентство по физической культуре и спорту Российской Федерации. Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России) — учреждено постановлением Правительства Российской Федерации за № 408 от 29 мая 2008 года.

Руководителями были:

1920-1923 гг. - Подвойский Н.И.

1923-1926 гг. - Семашко Н.А.

1926-1930 гг. - Михайлов В.М.

1930-1934 гг. - Антипов Н.К.

1934-1936 гг. - Манцев В.Н.

1936-1937 гг. - Харченко И.И.

1937-1938 гг. - Зеликов В.В.

1939-1945 гг. - Снегов В.В.

1945-1948, 1951-1959 гг. - Романов Н.Н.

1948-1951 гг. - Аполлонов А.Н.

1968-1980 гг. - Павлов С.П.

1980-1989 гг. - Грамов М.В.

1989-1991 гг. - Русак Н.И.

1994-1996 гг. - Тартищев А.Т.

1996-1999 гг. - Тягочев Л.В.

2000-2004 гг. - Рожков П.А.

2004-2008 гг. - Фетисов В.А.

с 2008 г. гг. - Мутко В.Л.

Текст подготовлен по материалам, размещенным в сети Интернет.

scroll back to top