Velosipedisty1

 

Екатеринбургское общество
велосипедистов-любителей (ЕОВЛ - ЕОВиЛФР)

Наибольший вклад в развитие физкультуры и спорта дореволюционного Екатеринбурга и Урала внесло общество велосипедистов-любителей. К началу 80-х годов XIX века, с появлением велосипедов, любители езды на новом, оригинальном «аппарате» объединились в кружок. Известны все члены этого кружка: П.Ф. Тихонов, Н.В. Берестов, П.П. Шихов, С.В. Логинов, А.К. Несмеянов, И.Ф. Торопов, Г.И. Шульц.

Устав екатеринбургского общества был разработан на примере московского велосипедного общества в декабре 1885 года и утвержден товарищем министра внутренних дел России, сенатором, генерал-лейтенантом Оржевским. 8 июля 1886 года на общем собрании был избран первый комитет общества: председатель - А. К. Несмеянов, распорядитель - И. Л. Меннет, его помощник С. В. Логинов, казначей и секретарь  Ю. Р. Витман, члены - О. Ф. Гюнтер и К. К. Ганнау.

Популярность общества среди жителей города росла. Открывая свою деятельность только при шести членах, к концу первого отчетного года оно имело в своем списке 37 человек. Такое быстрое увеличение объясняется тем, что, имея ограничен¬ные финансовые средства, общество приобрело три велосипеда и, кроме того, «озаботилось поиском» помещения для катания на велосипедах зимой.

Приметив довольно обширный военный манеж, комитет обратился к воинскому начальнику полковнику Лысову с ходатайством уступить его обществу безвозмездно. Ходатайство увенчалось успехом, и в октябре 1886 года после предварительной подготовки и ремонта состоялось открытие зимнего помещения, где проходило обучение и катание на велосипедах в зимнее время.

Катание велосипедистов в манеже происходило два раза в неделю, а в воскресенье и праздничные дни, когда играл оркестр военной музыки, гости по рекомендации членов допускались за плату. И хотя сборы были невелики, все же они покрывали текущие расходы. Таким образом, общество, разнообразив программу своих действий, привлекало внимание публики и, вербуя новых адептов спорта, быстро популяризировало велосипед, так что к концу 1886 года из 37 членов общества 15 человек имели свои собственные велосипеды, а на трех общественных катались бесплатно все члены общества.

Деятельность комитета ознаменовалась событием, которое заинтересовало не только членов общества, но и екатеринбургскую публику. На экстренном собрании, состоявшемся 26 июля (по старому стилю), было решено устроить велосипедную гонку, которая и состоялась 2 августа (15 августа по новому стилю) 1887 года на ипподроме города.

Первые спортсмены города, принявшие участие в первых соревнованиях: С. В. Логинов, Г. Ф. Гофман, Г. И. Шульц, М. С. Сурант, В. Е. Дружинин, Ю. Р. Витман, К. Ганнау, А. Н. Улановский, И. К. Зырянов, И. Л. Меннет, Н. О. Берестов.

Землетрясение в городе Верном (Алма-Ата) побудило ЕОВЛ прийти на помощь пострадавшим от стихийного бедствия. И 8 августа на общем собрании было принято решение «... устроить гонку, весь сбор с которой, за исключением расходов, выслать пострадавшим жителям города Верного».

На такую благую цель общества горячо откликнулось екатеринбургское население, которое посетило вторую гонку, состоявшуюся 16 августа (по старому стилю). После двух гонок интерес к велосипедному спорту стал возрастать.

Кроме гонок на ипподроме, общество ЕОВЛ организовывало общие загородные прогулки по Московскому, Челябинскому и Сибирскому трактам. Первые совместные поездки в окрестности Екатеринбурга велокружковцы совершали еще задолго до официальной регистрации общества. В 1887 - 1888 годах были совершены поездки в село Арамиль, деревню Мостовая. И. Ф. Торопов совершил поездку в Челябинск и обратно (422 версты), С. В. Логинов - в Ирбит (350 верст).

К концу 1888 года число членов общества стало заметно убывать.

На общем собрании, состоявшемся 15 августа 1889 года в присутствии шести оставшихся членов, было принято решение приостановить работу общества. Решение мотивировалось тем, что наступали ненастные дни, и нет удобного и теплого помещения для катания на велосипедах зимой. По мнению же местного журналиста, главная причина состояла в том, что исключительно высокие двухколесные велосипеды были несовершенны и небезопасны, а ряд несчастных случаев, падений привели к ушибам и серьезным ранениям.

Как только появился низкий двухколесный велосипед с одинаковыми по диаметру колесами (это были иностранные машины, в основном английского производства), он не замедлил вернуть обратно поклонников спорта.

1 августа 1893 года на общем собрании был избран новый комитет, которому предстояло восстановить симпатию публики к обществу и любовь к велосипедному спорту. Комитет озаботился устройством помещения для катания на велосипедах зимой, купил в достаточном количестве приличную мебель, исправил старые велосипеды, выписал новый велосипед «Special Singer», для обучения вновь вступивших членов, устроил обширную эстраду в зимнем помещении, пригласил на весь зимний сезон военный оркестр, купил двухколесный дамский велосипед.

Все эти улучшения в зимнем помещении, а также радушный прием, который оказывали гостям, возбудили симпатии публики, и число членов с каждым месяцем стало стремительно расти. К концу отчетного года в списке членов общества значилось 87 фамилий. К 1 июля 1894 года общество и его члены имели 67 велосипедов на сумму приблизительно 13 000 рублей. В отчетном 1894 году актив общества составил 1 145 рублей.

Популярность общества росла. Все чаще на ипподроме Екатеринбурга проходят соревнования по велогонкам. Организаторы для привлечения зрителей на соревнования стараются составить программу таким образом, чтобы превратить их в спортивное шоу. Здесь проводятся и заезды на денежные призы, и костюмированные заезды, появляются «велогастролеры» из других городов, в том числе и из Москвы, Варшавы проводятся состязания на звание лучшего гонщика Урала. Об обществе появляются статьи в столичной прессе.

Для торжественного празднования десятилетнего юбилея общества госпожа Филитц любезно предоставляет свой сад. После молебна председателем общества господином Нейманом был «предъявлен золотой жетон, присланный великим князем Сергеем Михайловичем как почетный юбилейный приз на имеющем быть состязании членов велосипедистов». Затем председатель вынес на обсуждение членов вопрос об устройстве манежа, который по своим размерам дал бы возможность поместить в нем зал для гимнастики, атлетических упражнений и физических игр, где бы сосредоточилось физическое воспитание подрастающего поколения.
Факт предъявления золотого жетона говорит о том, что уже в те годы известность общества распространилась далеко за пределы Урала.

Начало века - 1900 год стал знаменательным годом. В городе Екатеринбурге на средства первого физкультурного общества был построен и 3 сентября того же года торжественно открыт новый стадион - велодром. На этом месте в настоящее время расположен Центральный стадион:

«...выдающимся предметом занятий общего собрания было заключение обществом с управлением Верх-Исетскими заводами договора аренды на 12 лет участка земли длиною в 150 и шириною в 50 сажень, для устройства велодрома, изыскание средств на сооружение последнего и избрание строительной комиссии, для заведывания работами по постройке велодрома». Далее сказано, что благодаря значительной финансовой поддержке Камалетдина Хисаметдиновича Агафурова велодром был построен и 16 сентября (3 сентября по старому стилю) состоялось торжественное открытие его «...с устройством в этот день первого велосипедно - атлетического состязания».

1900 год был, в полном смысле слова, переломным. Общество стало центром развития таких видов спорта, как легкая атлетика, тяжелая атлетика, борьба, футбол, мотоспорт; зимой - лыжный спорт, конькобежный спорт и фигурное катание. В 1910-х годах XX столетия образуется лига футболистов. Даже в самое тяжелое для страны (1916 - 1918 гг.) время общество велосипедистов проводило соревнования по тяжелой атлетике, футболу, конькам и другим видам спорта. В 1908 году были проведены первые мотогонки.

Из отчета общества за 1901 год мы узнаем: «...В отчетном году было устроено три состязания: два велосипедно-атлетических и одно - конькобежцев.
В программу велосипедно-атлетических состязаний, кроме всевозможных велосипедных заездов, входили состязания в поднятии гирь, борьбе, беге и прыганьи.
Состязание же конькобежцев не отличалось разнообразием и в программе своей заключало лишь только три заезда на разные расстояния и один - для упражнений в фигурной езде.
Состязания эти, хотя и не дали обществу материального дохода, но, несомненно, послужили в пользу развития спорта - главной задачи и цели общества.
За отличия в состязаниях присуждались награды: ценные вещи и дипломы».

В этом же году была назначена первая судейская коллегия.

К началу нового века Екатеринбург заполонили велосипедисты, и в 1902 году комитет общества велосипедистов и физического развития (ЕОВиЛФР) разрабатывает первые правила уличного движения на велосипедах по городу. Эти правила выносятся на обсуждение и утверждение в Екатеринбургской городской Думе.

Правила, выработанные обществом велосипедистов для езды по городу Екатеринбургу.

  1. Едущие на велосипеде должны держаться правой стороны улицы ближе к тротуару;
  2. Объезжать пешеходов, верховых всадников и экипажи только с левой стороны;
  3. В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход и сойти с велосипеда и по возможности закрыть его собой;
  4. Огибать угол или пересекать улицу следует по возможности тихим ходом;
  5. При совместной езде велосипедисты должны ехать не более как по двое в ряд с промежутками между рядом не менее сажени;
  6. Воспрещается ездить на велосипедах по тротуарам, бульварам, в скверах и в местах скопления публики;
  7. При встрече с крестным ходом, большими похоронными процессиями или вообще со значительным количеством пешеходов, либо экипажей, велосипедист обязан сойти с велосипеда и провести его в руках или же уехать в боковую улицу.

С появлением велодрома деятельность общества велосипедистов активизировалась. Все чаще в Екатеринбург приезжают иногородние спортсмены. Общество регистрирует рекорды стадиона, города и Урала. В летний сезон проводит в среднем 11-14 спортивных праздников. В программе праздников появляются новые виды спорта: тяжелая атлетика, мотоспорт, футбол и другие. В зимнее время велосипедисты активно осваивают лыжи, организовывая вылазки в окрестности города, в т. ч. и на Уктусские горы. С появлением автомобиля члены общества устраивают автопробеги по городам: Екатеринбург, Камышлов, Ирбит, Тюмень, Курган, Челябинск, Нижний Тагил и др. Каток на городском пруду в вечернее время оснащается электрическим освещением.

В десятые годы XX века большой популярностью среди молодежи пользуется футбол. Уже к 1913 году создаются футбольные команды, и начинаются игры на первенство города по лиговой системе, создается сборная команда Екатеринбурга, которая выступает на первенстве Урала.

В 1910 году на берегу городского пруда общество строит красивый павильон для конькобежцев. Здесь проводятся собрания, имеется все для конькобежцев и любителей катания на коньках. В одной из комнат расположился гимнастический зал, оснащенный снарядами для занятий атлетизмом и тяжелой атлетикой. В летнее время работает кафе и лодочная станция, проводятся первые состязания по народной гребле. В 1912 году каток на городском пруду Екатеринбурга признается одним из лучших катков России.

В этом же году бессменный председатель общества С.В. Логинов, почти 25 лет руководивший ЕОВиЛФР, просит общее собрание освободить его от обязанностей председателя. Просьба его удовлетворяется.

С началом Первой мировой войны общество велосипедистов не прекращает свою работу. Оно принимает активное участие в организации военно-спортивного комитета, проводит велосипедные гонки, соревнования по конькам и фигурному катанию и т. д.

ЕОВиЛФР активно предоставляет льготы для посещения своих спортивных сооружений учащимся гимназий и училищ, а в 1916 году входит в состав учредителей военно-спортивного комитета.

Общество прекратило свое существование в 1919 году, когда многие из его членов и руководителей покинули город.

Почетные члены общества:
А. К. Несмеянов, В. С. Обакевич, С. В. Логинов, Н. X. Мосолов, К. X. Агафуров, Н. Г. Щербаков, К. X, Агафуров.

 

Председателями общества избирались:
1886 г. - А. К. Несмеянов;
1888-1889 гг. - Ю. Р. Витман;
1894 г. - С. Г. Нейман;
1897 г. - С. В. Логинов;
1912 г. - М. Я. Фишер;
1914 г. - Я. И. Беленьков.

 

Распорядители:
1886 г. - И. Л. Меннет;
1888 г. - С. В. Логинов;
1902-1907, 1910 гг. - С. К. Агафуров ;
1911-1915 гг. - П. Ф. Кругликов.

 

Помощники распорядителя:
1886 г. - С. В. Логинов;
1902-1903 гг. - Л. Я. Шиллинг;
1904-1907, 1910 гг. - А. И. Кульпин;
1911-1915 гг. - П. А. Зейдель.

scroll back to top