Ипподром1

 

Екатеринбургское общество
охотников конского бега
(ЕООКБ-ЕОПК)

Екатеринбургское общество охотников конского бега - первое и крупнейшее спортивное общество дореволюционного Екатеринбурга. Общество было организовано с целью содействия местному коннозаводству и организации спортивных состязаний.

Точная дата образования общества неизвестна, известно лишь, что мысль о его организации возникла в среде участников строительства железной дороги Екатеринбург - Тюмень в 1885 году. «Екатеринбургское общество, ясно осознавая серьезное для края значение подобного учреждения, дружно откликнулось на призыв инициаторов и спортивное общество осуществилось». Учредители общества охотников конского бега открыли подписку и на эти деньги построили первое спортивное сооружение на Урале - ипподром.

Устроители расположили его вдоль дороги Главный проспект - Верх-Исетский завод. Стадион представлял собой беговую дорожку по кругу длиной в одну милю - 1 600 метров. На старте расположились открытые помещения. Ипподром обнесли деревянной оградой.

Уже 24 ноября 1885 года (по старому стилю) на ипподроме состоялись первые бега.

Во главе общества стоял президент, который первоначально избирался из числа членов общества, но затем президентом по распоряжению властей стал назначаться губернатор Пермской губернии, вследствие чего должность президента стала формальной, а вся полнота власти перешла к вице-президенту. Кроме того, в помощь ему избирались два старших члена, два кандидата в старшие члены, казначей и секретарь. Члены общества подразделялись на три категории: почетных, действительных и членов-соревнователей. На первое октября 1904 года общество имело семь почетных членов, 67 действительных и 12 членов-соревнователей.

К началу 90-х годов XIX века в обществе сформировался костяк инициаторов и активистов, в основном состоящих из предпринимателей, представителей банков и различных ведомств, одним словом - местной элиты. Наиболее известными членами общества являлись: члены семьи Агафуровых, В.Я. Андреев, А.И. Афонин, П.Ф. Давыдов, А.А. Железнов, С.Г. Нейман, П.С. Овчинников, В.И. Пономарев и другие.

В конце 1891 года президентом общества становится удивительный человек - П.Ф. Давыдов. Он развивает бурную деятельность. За три года ему удается, казалось бы, невозможное - на ипподроме вырастает шикарный павильон с трибунами в два этажа. Внутри павильона - все необходимые подсобные помещения, манеж для выездки лошадей в зимнее время, буфет и др.

Давыдов сам разрабатывает правила скачек, вводит в работу ипподрома тотализатор. Бега стали проводиться регулярно в два сезона (зимний и летний). Зимний сезон был относительно коротким: он, как правило, включал 12 - 13 беговых дней. Летний сезон длился порой до октября и насчитывал 25 - 28 беговых дней. Главными скачками считались заезды рысистых лошадей.

Общество первым разработало и опубликовало официальный календарь скачек на сезон.

С этих пор ипподром стал самым посещаемым спортивным сооружением. Финансовый доход начал давать тотализатор (с 1895 г.), привлекший большое количество зрителей и охотников поиграть. Доходы общества начали быстро расти. Свою лепту в увеличение доходов общества внесли и другие общества и организации. С 1894 года общество велосипедистов активизировало свою деятельность. Все спортивные мероприятия велосипедистов до появления велодрома проходили на ипподроме, за что взималась арендная плата. В начале XX века ипподром арендовали гимнасты, авиаторы, гимназии города...

Уже в 1900 году годовой оборот общества составлял 38 204 рубля 71 копейку, в 1903 году — 58 677 рублей. Хозяйство ипподрома продолжало развиваться.

На ипподроме Екатеринбурга были проведены все крупнейшие соревнования Урала XIX века: первые состязания (бега рысистых), первые велосипедные гонки (1887 г.), состязания на звание «Лучший ездок Урала» по велосипедному спорту (1898 г.). В 1911 году авиатор Васильев на глазах всего города поднял здесь первый моторный самолет.

Некоторые любители конского бега имели круп¬ные конюшни рысистых лошадей. Особенно славились конюшни П.Ф. Давыдова, А.А. Железнова, С.Г. Неймана и др. Многие члены общества лично участвовали в скачках не только как владельцы лошадей, но и как наездники. Некоторые члены общества создали специальные конные заводы для разведения породистых лошадей (П.Ф. Давыдов, С.Г. Нейман, А.Г. Ушков и др.).

Общество любителей конского бега немало сделало для развития и популяризации этого вида спорта. Оно постоянно развивало свою материально-техническую базу, заботилось о состоянии беговых дорожек, вело регистрацию спортивных рекордов и достижений. Для повышения соревновательности общество учреждало призы, некоторое из них были довольно крупными (от 500 рублей и выше). Ряд призов были именными, в том числе «Великокняжеский» (1 000 рублей), «Воронцовский» (750 рублей), «Демидовский» (500 рублей). Самый крупный из известных нам денежных призов был установлен на праздновании 25-летнего юбилея общества в 1911 году - 2 000 рублей.

Общество неоднократно переживало трудные времена, однако вполне успешно развивалось вплоть до 1919 года. В 1919 году общество самоликвидировалось.

Почетные члены общества: генерал-адъютант, генерал от кавалерии, граф И. И. Воронцов-Дашков; генерал-лейтенант Д. Г. Арсеньев; шталмейстер двора его величества, действительный статский советник И. К. Мердер; шталмейстер двора его величества, генерал-лейтенант, граф А. А. Стенбок-Фермор; действительный статский советник П. Г. Погодин; И. А. Поклевский-Козелл; П. Ф. Давыдов; А. А. Железнов.

Президентами общества избирались: 1891 г. - Н. С. Степанов; 1891 г. - П. Ф. Давыдов; 1895 - 1919 год - действующий губернатор Пермской губернии.

Вице-президентами: 1892 г. - П. С. Степанов; 1895 г. - П. Ф. Давыдов; 1900 г. - В. Я. Андреев; 1903 г. - С. Г. Нейман; 1905 г. - А. А. Железное; 1909 - 1919 год - П. Ф. Давыдов.

br /

scroll back to top