КАРАПЕТЯН ГУРГЕН РУБЕНОВИЧ

 

Karapetyan grКарапетян Г.Р. - (09.12.1936 г. в г. Свердловске) Летчик-испытатель  (Свердловск, ДОСААФ, Аэроклуб – Москва).

Герой Советского Союза

Чемпион СССР 1960 года по вертолетному спорту

 

Гурген Рубенович – старший лейтенант Военно-Воздушных Сил СССР и РФ, советский и российский летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Гурген Карапетян родился 9 декабря 1936 года в Свердловске. По национальности — армянин. Его отец — участник Великой Отечественной войны, погиб в 1943 году на Калининском фронте. Поступив в 10 классе в Свердловский аэроклуб и освоив свой первый самолет По-2, Гурген Рубенович твёрдо решил стать военным лётчиком. Его дядя, Гурген Бейбутович Карапетян, главный конструктор ОКБ на Уралмаше, заменивший ему отца, убедил мальчика поступить в Московский авиационный институт (МАИ) на факультет самолётостроения.

В 1961 году окончил Московский авиационный институт. Одновременно с обучением занимался планёрным и вертолётным спортом в аэроклубе МАИ. Так, в 1960 году Гурген становится чемпионом СССР по вертолётному спорту. С 1961 года он работал ведущим инженером в ОКБ М.Л. Миля, а уже в 1962 году окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей.

С 1962 по 1993 год — на лётно-испытательной работе в Московском вертолётном заводе имени М. Л. Миля. С 1974 годаКарапетян работал на должности старшего лётчика-испытателя завода. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ми-26 и Ми-28, провёл испытания вертолётов Ми-14Ми-24Ми-26 и Ми-28 в режиме авторотации (посадки без двигателя), участвовал в испытаниях вертолётов Ми-2Ми-6Ми-10Ми-14и их модификаций. В период с 1962 по 1982 годы установил 10 мировых авиационных рекордов (из них 8 — в качестве второго пилота) скорости и грузоподъёмности на вертолётах Ми-6Ми-10КМи-24 и Ми-26.

Karapetyan gr3В мае 1986 года Карапетян принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС9 мая ночью ему позвонили домой и сказали, что необходимо лететь в Чернобыль для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Уже на следующий день Карапетян (как представитель МВЗ Миля) и его коллега Анатолий Грищенко (представитель Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова) прибыли на помощь гвардейскому вертолётному полку, работающему в районе аварии на Чернобыльской АЭС. На вертолёте Ми-26 им довелось выполнять сложнейшую задачу — используя внешнюю подвеску, в течение трех минут закрыть реактор куполом весом в 15 тонн и таким образом отсечь радиоактивное излучение.

К сожалению, успех операции был омрачён скорым ухудшением здоровья лётчика Анатолия Грищенко. Из-за крайне высокой дозы радиационного облучения у него развился лейкоз. Гурген Карапетян оказывал содействие и помощь, подключив все свои связи для спасения товарища, но несмотря на лечение в США и успешную операцию по пересадке костного мозга, 3 июля 1990 года Грищенко скончался в клинике города Сиэтла.

8 июня 1989 года лётчик-испытатель Гурген Карапетян и штурман-испытатель Виктор Цыганков впервые демонстрировали Ми-28А на авиасалоне в Ле Бурже под Парижем. Советский боевой вертолёт тогда ожидаемо стал сенсацией авиасалона и всей выставки в целом.

KarapetyanGR24 января 1991 года указом Президента СССР Михаила Горбачёва за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Гургену  Рубеновичу Карапетяну было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

6 мая 1993 года Карапетян вместе со штурманом-испытателем Сергеем Серегиным на боевом вертолёте Ми-28А первыми в России выполнили петли Нестеровабочкиперевороты и другие фигуры высшего пилотажа.

Долгое время, с 1974 по 1994 годы, Гурген Рубенович был председателем методического совета лётно-испытательного комплекса завода. На этой должности он проводил большую работу по повышению качества и безопасности полётов на испытаниях, занимался повышением квалификации лётного состава.

В конце 1990-х годов вертолётный завод имени М.Л. Миля, на котором трудился Карапетян, оказался на грани банкротства. В связи с этим Гургена Рубеновича пригласили в администрацию Президента РФ, где совместно с Советом Безопасности РФ были разработаны мероприятия по выводу предприятия из процедуры банкротства. 16 декабря 2000 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путинподписал необходимые поручения по сохранению и развитию Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля и интеграции основных предприятий вертолётостроения. За участие в этой работе Гурген Рубенович был награждён медалью Совета Безопасности Российской Федерации «За заслуги в обеспечении национальной безопасности».

Гурген Карапетян живёт в Москве. Трудился на Московском вертолётном заводе имени М. Л. Миля в должности заместителя генерального директора по стратегическому развитию. Ныне работает в АО «Вертолёты России» в должности начальника службы безопасности полётов.

Всего за годы работы Карапетян освоил 39 типов вертолётов, планеров и самолётов, а с учетом модификаций — более 100. Провёл в воздухе более 5500 часов, летал на всех типах вертолётов фирмы Миля. Имеет 8 патентов на изобретения, опубликовал ряд научных статей в отечественных и иностранных журналах.

Имя Гургена Карапетяна занесено в Книгу рекордов Гиннесса как лётчика, установивший мировые рекорды скорости и высоты полёта. Ему принадлежат два мировых рекорда: скорости полёта — 368,4 км/ч на вертолёте Ми-24 (1978 год) и высоты полёта с грузом 10 т — 6400 м на вертолёте Ми-26 (1982 год).

Карапетян является членом Клуба героев города Жуковского.

Гурген Карапетян является последним советским лётчиком-испытателем, получившим звание Героя Советского Союза.

В 1986 года присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР»

Награжден: медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (24.01.1991 г., медаль № 11640) – за  мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники; двумя орденами Ленина (27.04.1977, 24.01.1991), орденами Октябрьской Революции (1982), Дружбы народов (1989), Знак Почета, медалями.

 

Википедия

 

 Karapetyan gr7

 

scroll back to top