Общество конного бега

В 1894 году в Екатеринбурге появилось первое объединение, положившее начало развитию конного спорта в городе. Инициаторами его создания стали влиятельные местные конезаводчики и племенные конники. Они осознавали важность поддержки местного коневодства и пропаганды конных гонок среди горожан.

Члены клуба не только занимались селекцией лошадей, но и проводили разнообразные беседы и лекции, направленные на просвещение общественности. Кроме того, они организовывали заезды и скачки на ипподроме, которые пользовались огромным успехом у публики. Так появилась первая организация, на протяжении многих лет вносившая большой вклад в развитие конного спорта в Екатеринбурге на общественных началах. Ее усилия способствовали популяризации этого вида спорта.

Из исторических источников известно, что идея создания спортивного общества, посвященного конному спорту в Екатеринбурге, зародилась еще в 1885 году. Именно тогда, во время строительных работ по прокладке железной дороги Екатеринбург-Тюмень, среди многих участвовавших в этом масштабном проекте людей начали обсуждаться планы объединения.

Екатеринбургское общество осознало важность создания спортивного объединения, посвященного конному спорту. Учредители Клуба добились серьезной общественной поддержки своей идеи.

Горожане активно откликнулись на призыв способствовать развитию коневодства и конных соревнований в крае. Была организована открытая подписка среди жителей Екатеринбурга.

Собранные таким образом средства позволили учредителям общества построить первое в городе специализированное спортивное сооружение — ипподром. Это было историческим событием, так как ипподром стал первым подобным объектом не только в Екатеринбурге, но и на всем Урале. Благодаря активной общественной поддержке удалось создать необходимую материально-техническую базу для развития конного спорта.

Первый ипподром в Екатеринбурге был возведён на выгодном месте вдоль одной из главных транспортных магистралей того времени — дороги Главный проспект — Верх-Исетский завод.

Стадион имел классическую для подобных объектов конфигурацию: это была беговая дорожка овальной формы протяжённостью 1 600 метров, что составляло одну милю. На старте располагались открытые помещения для участников соревнований и персонала. Всю территорию ипподрома оградили деревянным забором для обеспечения безопасности.

В первое время своего существования Клуб возглавлял президент, которого избирали из числа наиболее уважаемых и влиятельных членов общества. Однако затем по распоряжению губернатора Пермской губернии, в состав которой входил Екатеринбург, должность президента стала назначаться им самим.

В результате эта должность превратилась в формальную, поскольку реальное руководство деятельностью общества осуществлял вице-президент, избираемый теперь уже только членами.

Так губернские власти попытались усилить контроль над деятельностью ведущего спортивного объединения города, однако фактически это привело к снижению роли президента и укреплению позиций вице-президента.

К концу 1880-х — началу 1890-х годов в Клубе сформировалось ядро наиболее активных и инициативных членов. Это были в основном представители местного предпринимательского класса – владельцы предприятий, банкиры, руководители различных ведомств. В общем, костяк общества составила местная элита – обеспеченные и влиятельные горожане.

Именно они наиболее активно занимались организацией соревнований, привлечением новых членов, сбором средств и продвижением конного спорта в Екатеринбурге. Благодаря их стараниям клуб стал крупнейшим спортивным объединением города того времени. Так сформировалось ядро наиболее заинтересованных людей, благодаря которому клуб активно развивался в последующие годы.

В 1891 году пост президента занял неординарная личность – П.Ф. Давыдов. Он проявил себя как чрезвычайно энергичный и целеустремленный руководитель. За короткие 3 года президентства Давыдову удалось осуществить, казалось бы, невозможное: на ипподроме было построено пышное двухэтажное здание с трибунами.

Внутри павильона находились все необходимые служебные и вспомогательные помещения, конный манеж для тренировок зимой, буфет. Таким образом, ипподром получил комфортабельные объекты инфраструктуры. Это стало возможным благодаря незаурядным организаторским способностям и руководящему таланту П.Ф. Давыдова. Именно при нём Клуб достиг расцвета и стал лучшим ипподромом на Урале.

При Давыдове Клуб любителей конного спорта достиг расцвета. Он лично разработал подробный устав проведения скачек, что повысило организованность мероприятий. Была внедрена работа тотализатора, благодаря чему увеличилось количество зрителей и объем ставок.

Бега стали проводиться по четкому расписанию двумя сезонами — зимним и летним. Зимний сезон включал 12-13 дня бегов, а летний растягивался до октября и охватывал 25-28 дней. Главными и престижными соревнованиями считались заезды рысистых лошадей.

Благодаря неутомимой деятельности П.Ф. Давыдова на посту президента Клуб любителей конного спорта обрёл славу ведущей спортивной организации Екатеринбурга, а ипподром — статус центральной спортивной арены города.

Клуб любителей конного спорта впервые разработал и опубликовал официальный календарь скачек на весь предстоящий сезон. Это способствовало ещё большей организованности проведения мероприятий.

С этого момента ипподром, благодаря наличию чёткого расписания, стал самым посещаемым и популярным спортивным сооружением в Екатеринбурге. Жители города наконец могли заранее узнать даты предстоящих скачек и с удовольствием проводить свободное время на главной спортивной арене.

Клуб любителей конного спорта получил дополнительный источник финансирования: с 1895 года активно заработал тотализатор. Это принесло новое число зрителей и любителей сделать ставку во время скачек.

Благодаря тотализатору начали быстро расти доходы Общества от проводимых мероприятий. Так финансовое благополучие Клуба было обеспечено, а возможности для развития и улучшения ипподрома расширились. Это позволило Давыдову воплотить много амбициозных планов и довести Клуб до наивысшего расцвета.

Также екатеринбургский ипподром, являясь домашней ареной клуба любителей конного спорта, принимал крупнейшие и значимые соревнования того времени по различным видам спорта Урала. Именно здесь прошли первые крупные скачки рысистых лошадей, положившие начало развитию данного направления конного спорта в регионе. Также на ипподроме в 1887 году состоялись первые велосипедные гонки, а в 1898 году разыгрывали звание лучшего велосипедиста Урала.

Кульминационным событием стал исторический полёт Васильева в 1911 году. Перед всеми зрителями, собравшимися на территории ипподрома, он поднял в воздух первый на Урале моторизированный самолёт, тем самым заложив основы авиации в регионе.

В Клубе любителей конного спорта имелись настоящие энтузиасты отрасли, среди которых были крупные собственники конного скакового хозяйства. Особенно известны были конюшни П.Ф. Давыдова, А.А. Железнова, С.Г. Неймана и других влиятельных членов сообщества.

Эти люди не просто содержали рысистых лошадей, но и активно участвовали в представительских скачках лично – как владельцы поголовья, так и в качестве наездников, берущих на себя роль всадников. Благодаря страстной любви к данному виду спорта и личному участию в нем, они во многом способствовали популяризации ипподрома и развитию коневодства в городе. Их имена запомнились как настоящих пионеров конного дела на Урале.

Некоторые энтузиасты из клуба любителей конного спорта настолько увлеклись данным направлением, что основали частные конные заводы. Именно там они занимались целенаправленным разведением высокоценных породистых лошадей, наиболее пригодных для скачек и других видов конного спорта.

Эти смелые пионеры отрасли фактически положили начало организованной селекционной работе на Урале, позволившей в дальнейшем улучшить качество местного скакового коневодства. Благодаря их научным экспериментам и стараниям удалось вывести ценных исполнителей для заездов. Их частные конные заводы сыграли важную роль в развитии данной отрасли в регионе.

Общество любителей конного бега в Екатеринбурге прилагало немалые усилия для развития и популяризации этого вида спорта в начале прошлого века. Оно постоянно развивало свою материально-техническую базу, заботилось о поддержании беговых дорожек в хорошем состоянии. Это было необходимо для проведения соревнований и тренировок на высоком уровне. Кроме того, Общество вело детальную регистрацию спортивных достижений и рекордов наездников и лошадей, тем самым развивая конный спорт в городе.

Благодаря активной деятельности Общества любителей, конный бег становился всё более популярным в Екатеринбурге. Постоянное совершенствование материально-технической базы позволяло улучшать условия для тренировок и соревнований. Это, а также ведение статистики результатов, способствовало становлению и развитию популярности данного вида спорта среди горожан в начале XX века.

Несмотря на неоднократные трудности в своем развитии, Общество любителей конного бега стабильно функционировало и плодотворно трудилось над развитием данного вида спорта в городе до 1919 года. За все годы своего существования организации удавалось преодолевать любые испытания и добиваться успехов в популяризации конных соревнований среди жителей Екатеринбурга.

Однако в 1919 году Общество было вынуждено прекратить свою деятельность путем самоликвидации. Причины этого решения до конца не ясны, однако можно предположить, что тяжелая обстановка гражданской войны и социальных потрясений не позволили организации дальше осуществлять свою уставную деятельность. Так завершила свою историю одна из пионерских организаций по развитию конного спорта в городе.